|
|||||||||
|
Главная / Архив номеров / № 8.1 (19) 2012 /Статья Корпоративное коллекторство и общественная поддержка: опыт сотрудничества с Деловой Россией Корпоративное коллекторство и общественная поддержка: опыт сотрудничества с Деловой РоссиейВзыскание долгов, а в профессиональном варианте обозначаемое как коллекторство – кажется, сферой деятельности очень далекой от учета общественных, а не частных интересов. Использование общественной поддержки коллекторскими агентствами воспринимается часто как пример манипуляции, PR в «плохом» смысле, т.е. как искажения фактов, а не описания зоны ближайшего желаемого развития организации. Вместе с тем, именно в особой социальной ответственности и общественной работе, связанных с сутью коллекторства, как мне кажется, есть много неиспользуемых профессиональными взыскателями возможностей для развития. Рассмотрим эти возможности с учетом опыта сотрудничества Центра развития коллекторства и ряда других коллекторских агентств с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия». Начнем с честного выделения целей сотрудничества коллекторских агентств с общественными организациями. Как нам представляется, основными целями являются: 1) Поиск клиентов при взаимодействии с объединениями коммерческих организаций (универсальными и отраслевыми ассоциациями, союзами и т.д.). Достижение этой цели в связи с тем, что многие предприниматели предпочитают обращаться за услугами к тем, кого они знают по совместному участию в тех или иных объединениях. Стоит отметить, что этот фактор работает даже в том случае, если услуги не отличаются от предлагаемых большим количеством конкурентов. Вместе с тем, если за счет общения на встречах, организуемых бизнес-объединением, или проведения специальных обучающих мероприятий в рамках общественной работы удастся объяснить собственные конкурентные преимущества, вероятность нахождения новых клиентов повышается. 2) Общественная поддержка для обеспечения защиты от нападок государственных органов, отдельных кредиторов, СМИ и т.д. Конфликты, связанные с решением долговых проблем, нередко сопровождаются использованием коррупционных ресурсов. Коллекторы, которые столкнулись с коррупционным противодействием (заказными проверками, уголовными делами и т.д.), могут найти поддержку в объединении, к которому они присоединились. При этом, желательно разработать примерный план мероприятий, на которых проявляться эта поддержка (проведение пресс-конференций, публикация пресс-релизов, запросы в правоохранительные органы и т.д.). В некоторых общественных организациях созданы специальными подразделения, которые занимаются конфликтными ситуациями (например, Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и др.). 3) Эффективное взаимодействие с конкурентами и профессиональным сообществом. Многие проекты, которые важны с точки зрения стратегии (подготовка предложений по совершенствованию законодательства, разработка и ведение рейтингов/реестров и т.д.) требуют большого количества ресурсов финансовых, трудовых и т.д.), которые проще собрать при участии нескольких компаний. Кроме сбора ресурсов взаимодействие с конкурентами важно, чтобы показать общественную, а не частную значимость той или иной инициативы. В рамках общественной организации сотрудничество игроков той или иной более удобно и вызывает меньше вопросов. 4) Лоббирование и GR, т.е. цивилизованное взаимодействие с государственными органами для достижения определенных целей. Представителям государственных и муниципальных органов намного удобнее сотрудничать с объединением предпринимателем, чем с отдельным юридическим лицом или бизнесменом. Уменьшается вероятность обвинения в коррупции или протекционизме. Соответственно, через объединения проще проводить те или иные инициативы, требующие участия в какой либо форме публичных образований. Естественно, что эти инициативы будет проходить соответствующую критическую проверку и т.д. 5) PR, привлечение внимания к своей деятельности и инициативам. Мы выделяем PR отдельно, т.к., в отличие от GR, целевая аудитория при распространении информации может быть достаточно широкой: потенциальные клиенты, профессиональные сообщества и т.д. Многие новости привлекают внимание, если они исходят не от отдельной компании, а от того или иного объединения либо общественной организации. 6) Собственно благотворительность и социальная ответственность. Большинство общественных организаций имеют механизмы для благотворительности и проявления социальной ответственности своими членами. Указанные цели могут достигаться за счет вступления коллекторских агентств или их руководителей, работников в соответствующие общественные организации или через сотрудничество в формате консультационной, финансовой или иной поддержки без формального вступления. Очень важно понимать, что само по себе вступление в то или иное объединение, как правило, особого эффекта не дает. Основные секреты эффективной работы в рамках объединений и общественных организаций: 1) Наличие собственной программы действий в рамках объединения Если Вы надеетесь, что сама общественная организация предложит Вам форматы работы, которые будут способствовать достижению Ваших целей, то, чаще всего, может наступить разочарование. Предложив свою программу действий (набор мероприятий, возможностей для подключения к уже реализуемым проектам), которая согласована с общим направлением деятельности организации, можно получить желаемые результаты. 2) Создание комитета, комиссии или хотя бы рабочей группы по коллекторской деятельности Выделение специального комитета показывает значимость коллекторской деятельности и позволяет на этой основе более успешно коммуницировать. При этом важно выбрать название, т.к. к термину «коллекторство» отношение не однозначное, то возможно использование в названии комитета словосочетаний «долговая безопасность», «решение долговых споров» и т.д. Важно однако отграничить свою сферу деятельности от более широких областей: экономической безопасности, юридических услуг и т.д. Отметим, что существует манипулятивный политтехнологический прием, когда создание тематической общественной организации используется для изображения общезначимости того или иного вопроса. Использование того хода, как правило, дает кратковременный эффект и стратегически правильнее ориентироваться на длительную работу в рамках уже созданного и заработавшего репутацию объединения. 3) Умение увязать коллекторскую деятельность с актуальными проблемами Многие важные в тот или иной период времени проблемы имеют долговую составляющую. Например реформирование системы госзакупок, создание федеральной контрактной системы предполагает в некоторых вариантах проведение саморегулируемыми организациями предварительного отбора участников конкурсов, в том числе с учетом информации о наличии долговых проблем, добросовестности при выполнении обязательств перед контрагентами. Описанные моменты взаимосвязаны, т.е. создание комитета, как правило, невозможно без составления программы действий, составными частями которой могут быть: - очные и онлайн семинары для членов объединения; - периодические и ситуационные пресс-конференции, круглые столы и т.д.; - опросы по проблемам долговой безопасности; - запуск и поддержание инфраструктурных проектов: реестр должников, рейтинг приставов и т.д.; - организация консультационного обслуживания членов объединения. Примером развернутой работы коллекторов в рамках общественного объединения является деятельность Центра долговой безопасности (комитета) Объединенного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» по Москве и Подмосквью (ОРО Деловая Россия). Идея создания подразделения, которое занималось бы проблемами долговой безопасности, в рамках одного из крупнейших объединений предпринимателей возникла достаточно давно. Реальная работа началась, когда в период кризиса, начавшегося в 2008 году, был проведен первый краткий семинар для руководителей организаций, которые входят в столичное отделение «Деловой России». Выбор краткого формата обучения (2 часа вместо стандартных 8 часов) был обусловлен тем, что руководителями необходимо получить общее впечатление о методиках взыскания и их возможной эффективности, а затем принять решение об актуальности аутсорсинга или более развернутого обучения специалистов. На проведенном в марте 2010 года семинаре выступили представители нескольких коллекторских агентств, которые смогли четко объяснить отличие корпоративного коллекторства от других подходов к решению долговых проблем (юридического, экономического, коррупционного, переговорного и криминального) и продемонстрировать схемы и примеры успешных взысканий. Предложенная затем программа работы, включающая запуск проекта «Реестр должников» была поддержана руководством регионального отделения, т.к. стало понятно, что для обеспечения защищенности от долгов должна повышаться вооруженность, расширяться арсенал средств защиты за счет новых, отличных от традиционных юридических, методик решения долговых проблем, таких как корпоративное коллекторство. При этом вооружать необходимо наиболее активных предпринимателей, которые присоединяются к бизнес-объединениям, т.к. ориентированы не на развитие кулуарных коррупционных связей. Важнейшим инновационным моментом работы объединений предпринимателей по обеспечению долговой безопасности может быть создание общественно-правовой инфраструктуры, т.е. специальных инструментов, позволяющих самостоятельно решать долговые проблемы, повышать эффективность взыскания долгов отдельными кредиторами. Общественный аспект этих инструментов проявляется в участии некоммерческих организации, использовании социального репутационного воздействия, а правовой — в обязательном учете действующего законодательства и нацеленности на обеспечение юридически гарантированных интересов кредитора. Примерами такой инфраструктуры, как раз и стал, проект «Реестр должников» ОРО Деловая Россия. Проект «Реестр должников» позволяет за счет демонстрации реальной опасности получения информации о долге контрагентами и иными лицами мотивировать должника к исполнению обязательств. При этом важно, что в реестре ОРО Деловая Россия отражается информация не только о конкретном юридическом лице, на котором «висит» долг, но и сведения из ЕГРЮЛ и СМИ об участниках и руководителях этой организации (с учетом возможной смены), т.е. фиксируются учредители, участники и руководители на момент возникновения долговых проблем, а запуска процесса противодействия взысканию. В другой колонке реестра фиксируется информация о том, в какие еще организациях указанные лица владеют долей, акциями или занимают управленческий пост. Также эффективность угрозе включения в реестр придает то, что зафиксированные сведения служат основой для присуждения антипремий, проведения экспертных исследований и пресс-конференций, системного распространения информации по ключевым точкам конкретных типов должников: специфическим контролирующим органам, отраслевым объединениям и СРО. Все это проводится на базе четко прописанного в специальном положении алгоритма контроля обоснованности и законности, а также учета методик корпоративного коллекторства. Соединение усилий различных коллекторских компаний, кредиторов и государственных органов при работе в рамках объединений предпринимателей дает возможность постоянного расширения и совершенствования инфраструктуры обеспечения долговой безопасности. При этом важны системность, формализованность, масштабируемость инициатив и проектов. Формализованность, т.е. четко описание алгоритма работы и создание соответствующих бланков, обеспечивает масштабируемость, т.е. географическое и отраслевое расширение запущенных проектов, которые нацелены не на разовое действие, а постоянные взаимосвязанные мероприятия. Применение новых технологий взыскания задолженности с использованием общественно-правовой инфраструктуры должно учитывать, что долговые проблемы часто весьма неоднозначны: должник и кредитор имеют различные точки зрения на сложившуюся ситуацию. Соответственно, привлечение к разрешению споров предпринимательских объединений может способствовать также обеспечению объективности и баланса интересов кредиторов и должников, ведь предприниматели понимают, что они могут оказаться в каждой из этих ролей. Стоит отметить, что использование реестра должников для обеспечения долговой безопасности полностью соответствует лучшим европейским практикам, т.к. такие технологии используют крупнейшие страховщики поставок (Euler Hermes, Coface и др.). Созданные ими списки недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности уже долгое время позволяют им снизить риски при страховании сделок даже в таких «сложных» странах, как Россия. Особо актуально внедрение реестров должников для отдельных отраслей, т.к. в этом случае в отличие от запуска универсального «черного списка», достаточная полнота и эффективное использование обеспечиваются меньшими усилиями. Для запуска реестра должников необходимо объединить усилия: - отраслевого объединения (или нескольких объединений), при котором будет вестись реестр; - отдельных кредиторов, работающих в рамках отрасли, которые готовы предоставлять сведения в реестр; - экспертов в области корпоративного коллекторства, конкурентной разведки (сбор информации) и юриспруденции, обеспечивающих проверку соблюдения порядка ведения реестра, получение необходимой информации, защиту от противодействия оппонентов-должников. При взаимодействии указанных групп участников важны: системность, формализованность, масштабируемость инициатив и проектов. Формализованность, т.е. четко описание алгоритма работы и создание соответствующих бланков, обеспечивает масштабируемость, т.е. географическое расширение запущенного проекта, которые нацелены не на разовое действие, а на реализацию системы мероприятий. Алгоритм запуска реестра в рамках конкретного отраслевого объединения предпринимателей выглядит следующим образом: 1) Формируется инициативная группа из кредиторов и экспертов; 2) Разрабатывается и принимается положение о ведении реестра (образцом может Положение, принятое ОРО Деловая Россия); 3) Создается документарная база для работы реестра (бланки заявления и протокола о включении в реестр, уведомления для должников и т.д.); 4) Избирается комиссия по ведению реестра; 5) Реестр публикуется в открытом доступе (одновременно есть варианты предоставления доступа к реестру или его части только для участников объединения). 6) Разрабатывается и реализуется программа мероприятий по обеспечению эффективности реестра (пресс-конференции или пресс-релизы о включении отдельных должников, антипремии, круглые столы с правоохранительными органами и т.д.). При запуске реестра необходимо учитывать следующие причины низкой эффективности существующих «черных списков»: 1) Отсутствие учета возможности ведения бизнеса через несколько организаций, т.е. нет сведений об учредителях и других организациях этих лиц; 2) Недостаточная известность (должники не верят, что попадание в реестр как то отразится на их деятельности, т.к. вряд ли этот список попадется на глаза их потенциальным контрагентам); 3) Недостаточная полнота и отсутствие механизма постоянного обновления и совершенствования; 5) Недостаточная юридическая проработанность проекта (отсутствие Положения, комиссии и правовой позиции, которую можно оперативно представить при противодействии со стороны должников или правоохранительных органов, которые не достаточно разобрались в ситуации); 6) Отсутствие разъяснительной работы по самостоятельному использованию реестра должников (включение ссылки на реестр в расширенный претензионный порядок взыскания) и недостаточность PR-сопровождения существования реестра. Запуск эффективного реестра должников в рамках работы отраслевого объединения – это трудная задача, но ее решение позволит улучшить обеспечение долговой безопасности. Таким образом, на современном этапе развития коллекторства руководству многих агентств стоит подумать: эффективно ли они используют те возможности, которые дает сотрудничество с общественными организациями? Автор: Жданухин Д.Ю. Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Генеральный директор Центра развития коллекторства, кандидат юридических наук Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 8.1 (19) 2012 С. 4-5
Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/ |
||||||||
____________________________________________ |
|||||||||
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" | Политика конфиденциальности |
|