Главная / Архив номеров / № 8.1 (19) 2012 /Статья «Продажа» долга как методика взыскания в рамках корпоративного коллекторства

«Продажа» долга как методика взыскания в рамках корпоративного коллекторства

В рамках развития технологий корпоративного коллекторства, т.е. комплексного формализованного преимущественно внесудебного взыскания долгов организаций, время от времени появляются новые методики и связанные с ними шаблоны документов. Одной из недавних находок стало специально организованное предложение выкупить задолженность, обращенное к ключевым точкам, т.е. тем, кто может прореагировать позитивным (помочь) или негативным для организации-должника и связанных с ней лиц образом. Сразу отметим, что в большом количестве случаев цель такого предложения не реальное заключение договора уступки права требования, хотя оно не исключается, а распространение информации о долговой проблеме и возможной недобросовестности руководителей должника. Именно поэтому актуальна демонстрация оппонентам проектов обращений к потенциальным покупателям.

Очень важно, что предложение купить долг как повод для распространения информации о долговой проблеме выглядит более солидно, чем жалоба или вопрос о добросовестности поведения руководителей проблемной организации. При этом, такой информационный ход может быть актуален для взыскания как с работающих, так и «брошенных» организаций. Важно, чтобы у лиц, которые связаны с возникновением задолженности, продолжалась предпринимательская деятельность (пусть через новые юридические лица), развивалась управленческая или политическая карьера. «Продавать» в рамках программы взыскания можно даже долг, который не подтвержден решением суда, ведь главная задача – информационное воздействие, а не реальная продажа.

Алгоритм использования методики «коллекторская продажа долга» может быть представлен следующим образом:

1)  Выбор одной или нескольких ключевых точек, к которым может быть обращено предложение полностью или частично выкупить задолженность. Выбор основан на системном представлении ситуации, связанной с долгом, и моделировании поведения получателей предложения и самого должника. Варианты ключевых точек:

- учредители, участники или руководители, включая фактических, организации-должника, в том числе дистанцировавшиеся от нее после возникновения финансовых сложностей;

- контрагенты (поставщики, покупатели, кредиторы, должники и т.д.), прежде всего, заинтересованные в возможном зачете встречных требований;

- конкуренты, включая членов отраслевых объединений, в которые входит организация-должник или связанный с ней юридические и физические лица.

Экзотический вариант – возможно предложение выкупить часть долга образовательных или медицинских учреждений, обращенное к тем, кто может быть им благодарен: бывшим ученикам, пациентам и т.д. Похожий вариант – предложение выкупить долг ООО «Филипп Киркоров Продакшн», обращенное к поклонникам известного певца.

2) Составление текста предложения выкупить долг с учетом уже проведенных мероприятий по взысканию (уведомлений, пресс-релизов и т.д.).

Акцент может быть сделан на выгодности предложения (возможность зачета встречных требований, особенно, если предлагается дисконт) либо негативных последствиях продолжения взыскания (выход в публичную плоскость, точечное или массовое информирование о реакции на предложение и т.д.). Выгодность предложения может зависеть от ситуации. Например, приобретение долга, связанного с организаций, которая продается, может использоваться потенциальными покупателями этого бизнеса или активов для снижения цены.

В одном сложном взыскании в Турции должники приняли решение договариваться с кредитором после того, как очередной потенциальный покупатель продаваемой ими недвижимости показал им пресс-релиз, распространенный коллекторами, с упоминанием проблемы, связанной с предлагаемым комплексом апартаментов. В пресс-релизе как раз и предлагалось купить право требования, связанное с объектом недвижимости, чтобы получить у продавца более выгодные условия при  покупке всего комплекса.

Особо стоит отметить, если имеют место соответствующие обстоятельства, возможность распространения негативной информации о кредиторе или его представителях (коллекторах, юриста и т.д.). Например, в рамках взыскания с одной консалтинговой организации поступила ответная угроза распространить недостоверную информацию о некачественности услуг, которые не были оплачены. Соответственно, в проекте предложения купить долг, обращенном к клиентам, которые были указаны на сайте консультантов, сразу было предупреждение о возможной клевете и готовности предоставить доказательства ложности сведений.

Иногда актуальны такие креативные варианты, как предложение помочь бизнесменам одной национальности, подарить погашение долга на день рождения руководителя организации и т.д.

3) Планирование последовательности действий с текстом предложения выкупить долг. При этом стоит учитывать актуальность использования во многих случаях шаблона неопределенности. Речь может идти о том, стоит или нет демонстрировать должнику проекты обращений по ключевым точкам. В некоторых случаях, когда в ходе реализации программы взыскания оппонентам неоднократно демонстрировались планируемые шаги, но конструктивной реакции не было, стоит  без предупреждения отправить предложение выкупить задолженность какому-либо адресату. Такой ход может заставить задуматься о том, какие еще шаги опасные для должника могут готовиться взыскателем.

Как показывает опыт, необходимую реакцию может вызвать предложение выкупить долг, обращенное к тем, кому ранее уже были направлены вопросы по поводу добросовестности должника или уведомления о возникших финансовых сложностях. Повторное обращение как бы покажет, что однократное игнорирование не спасет ситуацию и PR-сопровождение взыскание будет проходить системно и интенсивно.

Особо стоит остановиться на возможности публичного предложения выкупить долг. Сама перспектива публичного распространения информации может фигурировать на этапе точечных обращений и мотивировать к реакции их получателей. Публичное предложение выкупа задолженности может быть сделано в виде пресс-релиза, который предлагается СМИ или публикуется самостоятельно. В целях придания новости оригинальности, которая способствует интересу СМИ, может потребоваться акцент на необычности предложения выкупить долг обращенного к учредителям или контрагентам.

Технологичным вариантом развития публичной продажи долгов может стать организация специальной биржи. Такая торговля долгами, в том числе долгами частных лиц, развернута в Италии UGC Banca SpA, входящим в группу UniCredit. Обычно торговля долгами устроена как аукцион (в настоящее время часто в электронной форме) с уменьшением цены долга на каждом шаге.

При использовании «коллекторской продажи долга» необходимо учитывать несколько юридических моментов:

- право требования организации после введения процедуры наблюдения в рамках банкротства может быть уступлено только с согласия временного управляющего   (ст. 64 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а в ходе конкурсного производства требуется согласие собрания кредиторов (ст. 140 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- продажа права требования к организации, которая находится в процедуре банкротства, не должна нарушать ограничения установленные ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве», т.е. не должно быть выкупа задолженности за счет имущества должника и т.д.;

- если задолженность не подтверждена решением суда, то стоит отмечать наличие долга по мнению кредитора, чтобы избежать при распространении информации ответственности за клевету (ст. 128.1 УК РФ) или причинение вреда деловой репутации (ст. 152 ГК РФ);

- на сведения о наличии задолженности как следствии совершении правонарушения не может распространяться режим коммерческой тайны (п. 7, ст. 5 ФЗ  «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ);

- угроза распространения сведений о реально имеющейся задолженности не может быть элементом шантажа в связи с тем, что желание должника сохранить в тайне информацию о нарушении обязательств не является законным интересом;

-  использование для мотивации должника угрозы «продажи» долга является способом защиты нарушенного права, который в соответствии с ч. 2, ст. 45 Конституции РФ может быть использован, т.к. не запрещен.

Продажа долга как одна из методик в рамках PR-сопровождения взыскания поможет решить большое количество долговых проблем по мере ее все более активного использования коллекторскими агентствами и кредиторами. 

Фото: Фотобанк Лори

Автор: Жданухин Д.Ю. Генеральный директор Центра развития коллекторства и гуманитарно-правовых технологий, к.ю.н

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 8.1 (19) 2012 С. 6

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика