Главная / Архив номеров / № 4, спецвыпуск (34) 2014 /Статья Полномочия журналистов и решение долговых проблем

Полномочия журналистов и решение долговых проблем

Взыскание долгов в современных условиях часто оказывается связано с публичным распространением информации. Служба судебных приставов регулярно выпускает новости, воздействующие на должников (угроза запрета выезда заграницу, возможность лишения водительских прав или арест домашних животных, и т.д.). Технологии корпоративного коллекторства включают публичный этап взыскания, в рамках которого готовятся пресс-релизы, проводятся пресс-конференции и иным образом широко распространяется информация. Можно сказать, что коллекторы иногда выполняют, по сути, работу журналистов. Соответственно, стоит разобраться, какие права и обязанности установлены для журналистов действующим законодательством, могут ли эти возможности использоваться для более эффективного решения долговых проблем, и какие сложности при этом возникают.

Дамир Фахретдинов - Заместитель директора по развитию Долгового дома «Русина»

Руслан Гиндуллин - Генеральный директор Долгового дома «Русина»

Дмитрий Жданухин - Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, 
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н.
 
Прежде всего, разберемся, почему полномочия журналистов могут помогать взысканию долгов. Анализ законодательства показывает, что актуальны для коллекторской деятельности следующие права представителей «четвертой власти»:
 
А) Сбор информации:
- получение в течение 7 дней ответа на запрос в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения (ст. 39-40 Закона РФ «О СМИ»). Для сравнения ответ государственных и муниципальных органов на обращения граждан должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»);
- возможность скрытой записи, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина, либо необходимо для защиты общественных интересов, и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (ст. 50 Закона РФ «О СМИ»;
- право присутствовать на публичных мероприятиях государственных органов при наличии аккредитации (ст. 48 Закона РФ «О СМИ»).
Б) Распространение информации:
- возможность использовать в сообщениях СМИ изображение человека без его согласия (п. 1, ч. 1, ст. 152.1 ГК РФ).
В) Обеспечение безопасности:
- наличие ответственности по ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» (статья применяется редко, но имеет профилактическое значение).
 
Также отметим, что появление журналистов в поле зрения руководителей или владельцев (в том числе, бывших) организаций-должников в связи с взысканием задолженности может иметь психологическое значение. Более четко будет понятна возможность широкого распространения информации, которая нередко вредит бизнесу, если он ведется без соблюдения юридических и этических норм. 

Статус журналиста распространяется не только на сотрудников редакций (включая чисто корпоративные СМИ), но и на «авторов, не связанных с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями.


Часть важных полномочий (скрытая запись, распространение без согласия) привязана к категории «общественный интерес». Нам представляется, что публикация пресс-релиза/сообщения СМИ о взыскании задолженности проводится в общественном интересе, т.к. эта информация помогает профилактике недобросовестности в бизнесе и личных экономических отношениях, неограниченный круг лиц предупреждается о возможном неисполнении обязательств конкретным человеком. Правда, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 16 от 15.06.2010 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» к общественным интересам относится не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде (абз. 3 п. 25).
Вместе с тем, исследование судебной практики дает следующие примеры использования изображения гражданина в публичных интересах: 
-  публикация в СМИ фотографии подозреваемого в совершении преступлений, что вызвано необходимостью довести до сведения населения информацию о внешнем облике соответствующего гражданина (Кассационное определение Пензенского областного суда от 29.11.2011 по делу № 33-3055);
-  фотография из зала открытого судебного заседания с изображением лиц, принимавших участие в уголовном деле, которое проводилось публично (Кассационное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.01.2012 по делу № 33-238);
- размещенная на сайте газеты фотография депутата муниципального собрания, возглавляющего крупную компанию, деятельность которой представляет общественный интерес (Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 04.04.2012 по делу N 33-797) и т.д.1 
Соответственно, общественный интерес в использовании изображения лица, которое возможно не исполнило обязательства, скорее всего, необходимо будет доказывать в каждом конкретном случае. Основными аргументами «за» может быть публичность этого лица и профилактическое значение распространения информации. Одновременно, противоположная позиция может быть обоснована через указание на различие частного экономического интереса и общественной безопасности, через которую определяется публичный интерес в некоторых приведенных примерах судебных решений.
 
Следующий важный вопрос, не будет ли использование полномочий журналиста лицами, которые в основном осуществляют взыскание долгов, злоупотреблением этими правами, которое запрещено в соответствии со ст. 51 Закона РФ «О СМИ». В данной статье отмечается, что недопустимо использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ, а также запрещено распространение порочащей информации. Сразу отметим, что в законе не предусмотрено санкций за нарушение данной нормы. Кроме того, важно, чтобы собранная информация попала в СМИ, а получение ее другими лицами от СМИ вполне возможно, т.к. их роль и состоит в распространении информации. Само же по себе совмещение журналистики с другими профессиональными занятиями вполне возможно. Достаточно много примеров журналистов-политиков, журналистов-бизнесменов и т.д.
Тут мы подходим к очень важному вопросу: а кто же является журналистом? Может ли этот статус получить сотрудник коллекторского агентства? Статья 52 Закона РФ «О СМИ» четко закрепляет, что статус журналиста распространяется не только на сотрудников редакций (включая чисто корпоративные СМИ), но и на «авторов, не связанных с редакцией СМИ трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции». Получается, что основным критерием может быть наличие удостоверения журналиста, выданного редакцией зарегистрированного СМИ в свободной форме, и, желательно, редакционное задание.
Дополнительно возможно получение статуса члена Союза журналистов России, что дает право на оформление Международной профессиональной карточки журналиста (МПКЖ), которая является свидетельством того, что ее владелец действительно является профессиональным журналистом и состоит членом национального союза, входящего в Международную Федерацию журналистов (МФЖ). Для вступления необходимо заявление, две рекомендации, редакционное удостоверение, список публикаций, уплата взноса. 
Таким образом, вполне возможна ситуация, что полномочия журналиста могут быть эффективно использованы без нарушения действующего законодательства и этических норм во многих взысканиях, где оппоненты вполне могут продолжать недобросовестную предпринимательскую деятельность, или негативный эффект существующих долгов затрагивает большое количество людей, либо обнаружена новая/типичная схема возникновения долговых проблем. При этом важными моментами будут:
- высокая вероятность публичного этапа взыскания (чтобы использование полномочий журналиста для сбора информации было обосновано);
- проведение подготовительных мероприятий (оформлено удостоверение журналиста на соответствующего сотрудника, который уже написал некоторое количество новостей, статей; составлено редакционное задание; получена аккредитация в актуальных госорганах для участия в мероприятиях для прессы и т.д.).
Благодаря добавлению элемента журналистики, корпоративное коллекторство может помочь созданию более яркой и известной коллекции решений сложных долговых проблем.
___________________
1 Леонтьева К. Возможно ли распространение и использование изображения человека в сети Интернет без его согласия? // http://www.uporov.ru/?page_id=7698

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 4, спецвыпуск (34) 2014 С. 4

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика