Главная / Архив номеров / № 4, спецвыпуск (34) 2014 /Статья Медиативные технологии и корпоративное коллекторство (на примере ситуации с долгом Группы компаний «БПК» - «Индюшкин»)

Медиативные технологии и корпоративное коллекторство (на примере ситуации с долгом Группы компаний «БПК» - «Индюшкин»)

Руслан ГиндуллинВ Отдел медиации Долгового дома «Русина» обратился руководитель ООО «Отдел Сервис» с просьбой рассмотреть возможность урегулирования конфликта с ООО «БПК» («Башкирский птицеводческий комплекс имени М. Гафури»), известному по бренду «Индюшкин». Спор  возник при строительстве птицеводческого комплекса для БПК. Обратившийся сообщил, что его компания в течении нескольких лет была генеральным подрядчиком строительства вышеуказанного комплекса. Работы были выполнены, но оплату в полном объеме они не получили. В результате анализа ситуации было решено использовать процедуру медиации, а в случае возникновения затруднений технологии корпоративного коллекторства с сохранением возможности переговоров.

 
Руслан Гиндуллин - Генеральный директор Долгового дома «Русина» (г. Уфа)
 
Оппоненты отказываются от конфиденциальности медиации
 
Одним из ключевых принципов при медиативном решении споров является конфиденциальность. Эта особенность, как показала практика в Республике Башкортостан, нередко важна для предпринимателей, оказавшихся в конфликтной ситуации, особенно, если они так или иначе связаны с муниципалитетами и

Одним из ключевых принципов при медиативном решении споров является конфиденциальность.


муниципальными организациями. Немногим ранее, в нулевые годы, связь с властью гарантировала успех в бизнесе. Сейчас привлечение общественного внимания к бизнес направлению стало невыгодно для властьимущих, т.к. это повредить карьере и даже сохранению должности. Вывод информации по долговой ситуации, к которой так или иначе связан чиновник, в общественную плоскость значительно снижает шансы оставаться у руля. 
В описываемой ситуации оппоненты строителей (ГК БПК / Индюшкин) на предложение урегулировать спор с помощью медиативных процедур не отреагировало. Это скорее исключение из правил, особенно с учетом того, что предложение было направлено фактическому владельцу «Индюшкина», по мнению кредитора, депутату Государственной думы РФ Марселю Юсупову. В данном случае медиация пока не состоялась и конфиденциальность оказалась не актуальна, хотя в дельнейшем вполне возможно начало переговоров, информация которых не будет распространяться.
 
Обмен исками и «странности» в суде
 
ООО «Отдел сервис» обратился в суд на основании отказа ООО «БПК» от оплаты оставшейся части выполненных работ. ООО «БПК» предъявил встречный иск. АС РБ (дело № А07- 14694/2010) исковые требования ООО «Отдел Сервис» удовлетворил, а встречный иск оставлен без удовлетворения.
ООО «БПК» подало аппеляцию и в результате 18 ААС  (дело № 18 АП-785/2013) решение суда первой инстанции отменил, встречный иск БПК удовлетворил частично.
По результатам апелляции ООО «БПК» инициировала в отношении ООО «Отдел Сервис» банкротство (дело № А07-5076/2013).
В бизнес-среде  решение проблем через суд ведет к затягиванию процесса, предъявлению встречных исков и, как правило, решение суда удовлетворяет интересам одной из сторон. Основным условием при решении долговых споров с помощью медиативных технологий является выработка взаимоприемлемого для всех сторон решения. В случае с БПК была возможность при применении медиации избежать дальнейшей эскалации конфликта. Участники конфликта могли сами  выработать  приемлемое решение и закрыть все претензии разом.
 
«А был ли мальчик?»
 

Основным условием при решении долговых споров с помощью медиативных технологий является выработка взаимоприемлемого для всех сторон решения.


В рамках определения возможности урегулировать спор медиативным способом была начата коммуникация с бывшим начальником отдела капитального строительства БПК Ильдаром Кашаповым. В ходе диалога выяснилось, что идея разведения птиц («Индюшкин» занимается разведением птиц и последующей реализацией продукции в промышленных масштабах) родилась у Юсупова вместе с еще одним деловым партнером. При протекции министерства сельского хозяйства РБ (в тот момент министр Шамиль Вахитов) ООО «БПК» получает денежные средства в Россельхозбанке и начинает амбициозный проект строительства. Генеральным подрядчиком строительства становится ООО «Отдел Сервис». На вопрос о задолженности «БПК» перед «Отдел Сервис» была получена информация, что, по его мнению, да, задолженность существовала и на тот момент составляла порядка 30 млн руб. А  не договорились вследствие требования об оплате «Отдел Сервиса» суммы, превышающей данные цифры.
 
Почему не помогла медиация?
 
Основной причиной не урегулирования конфликта является дисбаланс сил. Усадить стороны за стол переговоров представляется возможным только после уравнивания сил сторон. В данном примере «Индюшкин» после отмены решения суда первой инстанции почувствовал превосходство и навязал процедуру банкротства. С юридической точки зрения все «козыри» в руках «БПК». Спрашивается, зачем ему вести диалог, когда правовые инструменты на его стороне. Еще один принцип медиации «равноправие сторон» в конкретном примере не соблюдается. Есть ли возможность изменить ситуацию и убедить сесть за стол переговоров «сильную» сторону? 
 
Возможности достижения баланса сил
с помощью методов корпоративного коллекторства
 
Урегулированию данного конфликта могут помочь методы корпоративного коллекторства. Основной алгоритм работы данного метода преподнести определенным образом обработанную информацию заинтересованным лицам. Комментарии по данному вопросу дает основатель корпоративного коллекторства, Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, к.ю.н. Дмитрий Жданухин:
Даже с учетом вступления решения суда по долгу ООО «БПК» в законную силу, возможно использование такой технологии корпоративного коллекторства, как публичное PR-сопровождение конфликта с организацией научно-консультационной оценки «странностей» в ходе судебного разбирательства, наличия которых часто нельзя исключать. В результате распространения соответствующей действительности информации и мнения строителей по поводу особенностей ситуации контрагенты Группы компаний «БПК» вполне могут изменить свое отношение к ней. Также может оказаться актуальной оценка степени участия депутата Государственной думы РФ Марселя Юсупова в определении политики ООО «БПК» в этой конфликтной ситуации. Напомним, что статус депутата законодательного органа страны ограничивает возможность руководства коммерческими организациями. В конце концов, учитывая выделенные ранее особенности медиации, переговоры могут оказаться наиболее актуальным для всех участников конфликта вариантом взаимодействия.

Автор: Руслан Гиндуллин

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 4, спецвыпуск (34) 2014 С. 5

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика