Главная / Архив номеров / № 4, спецвыпуск (34) 2014 /Статья VIP-коллекторство: как взыскивать «особо важные» личные долги?

VIP-коллекторство: как взыскивать «особо важные» личные долги?

Размышляя о перспективах коллекторства, пытаешься найти в текущих взысканиях предпосылки для новых направлений в коллекторской деятельности. Одним из таких направлений может стать VIP-коллекторство, т.к. долги часто связаны не только с простыми людьми и бизнесменами, но и с фигурами, которые обладают большим социальным капиталом: звездами искусства, бизнеса, спорта и политики. При этом необходимо, конечно же, учитывать специфику долговой ситуации таких «непростых», во всех смыслах, людей, что определяет изменение методов взыскания.

Дмитрий Жданухин, Президент Ассоциации корпоративного коллекторства,
Генеральный директор Центра развития коллекторства, кандидат юридических наук

Говоря о VIP-коллекторстве, сначала отметим, что оно ближе к корпоративной, чем к розничной разновидности комплексного взыскания долгов, т. к. большие суммы долга и необходимость поиска специфических «ключевых точек» для взыскания определяют необходимость составления отдельных программ взыскания, а не использование стандартного конвейера напоминаний, предупреждений и т.д. 
Кстати, о «ключевых точках» во взыскании с «особо важных персон». Как показывает опыт, актуальным способом мотивации к возврату является демонстрация возможности сообщения информации о наличии задолженности следующим лицам:
- партнерам и спонсорам должника;
- представителям целевых для него аудиторий (избирателям, фанатам, болельщикам и т.д.);
- объединениям, где он состоит (политическим партиям, творческим союзам и т.д.).

Такие известные из зарубежной практики методы, как сопровождение должника в публичных местах актером в костюме дьявола, могут не сработать.


Вместе с тем, скандальный имидж части ВИПов может сделать такую репутационную, отчасти, угрозу неэффективной. Ведь как говорят, плохой новостью для них является только некролог. Вот тут необходимо вспомнить о важнейшей части подготовки программы взыскания, а именно, о моделировании поведения должника и связанных с ним лиц. Иными словами, мы должны представить себя на месте должника и понять, сможет ли он при массовом распространении информации обернуть ее себе на пользу или нет, а также смотреть, может ли должник просто «закопать» негативные новости о себе среди положительных. Например, мы вели взыскание с лидера одного областного отделения ЛДПР и так получилось, что реализация угроз информационного воздействия пришлась на время парламентских выборов. В результате, абсолютно правдивая негативная информация о долговых проблемах этого политика не оказала особого воздействия, т.к. в период выборов появляется «иммунитет» к любому компромату (однако потом во время политического затишья этот должник стал фигурантом нашей пресс-конференции «Долги и коррупция»). 
Если долговой скандал будет нашим оппонентам полезен, то надо искать варианты для точечного информирования (массовый скандал - полезен, а вот воздействие на партнеров с демонстрацией, как их «притягивание» к скандалу, может помешать бизнесу – нет). Кстати, исходя из моделирования поведения должника, такие известные из зарубежной практики методы, как сопровождение должника в публичных местах актером в костюме дьявола, могут не сработать, точнее, они могут сработать с известным бизнесменом, но не с буйным исполнителем в стиле панк.
VIP-коллекторство предполагает также особый подход к консультированию должников, которые готовы искать компромиссные варианты решения проблемы. Ведь бывают ситуации, когда должник некредитоспособен из-за того, что ему самому задолжали. В этих случаях выстраивается многоуровневая программа взыскания, отдельные этапы которой носят характер VIP-коллекторства, а на других используются стандартные технологии корпоративного коллекторства.
В завершение коротко остановимся на правилах безопасности при VIP-коллекторстве, ведь понятно, что «непростые» люди часто обладают большими коррупционными и иными ресурсами. Основные моменты, обеспечивающие безопасность, просты: всегда идет предупреждение о последующих действиях и демонстрируется возможность компромисса, показывается, что любое противодействие станет еще одним информационным поводом, проводится тщательнейшая юридическая экспертиза, чтобы избежать обвинений в клевете и шантаже.

 

Автор: Дмитрий Жданухин

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 4, спецвыпуск (34) 2014 С. 6

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика