|
|||||||||
|
Главная / Архив номеров / № 6 (6) 2011 /Статья Нестандартный подход к взысканию долгов Нестандартный подход к взысканию долгов
Самое главное для взыскания Самое главное – встать на место должника и представить, что может его мотивировать к возврату долга. При этом лучше подобрать несколько вариантов воздействия, а не думать, что «хочешь жить еще не так раскорячишься» (с) («Особенности национальной охоты»), т. е. не фантазировать о самом жестком или необычном способе мотивации, а набросать самые разные варианты, желательно не нарушающие закон. Еще один важный момент: надо понимать, что иногда надо мотивировать не должника, а других, связанных с ним лиц: родителей и других родственников, работодателя, должников Вашего должника и т.д. Также стоит помнить, что ситуация в жизни должника может поменяться, а значит время от времени стоит смотреть не появилась ли возможность взыскания ранее безнадежного долга. Чтобы правильно подбирать варианты нужно, прежде всего, не креативить, а знать какие бывают «типовые заготовки» для мотивации и каковы основные рекомендации по самому процессу демонстрации. Дополнительно сразу отмечу, что ставить себя на места должника и иных лиц, которые могут помочь решению проблемы, и прогнозировать их реакцию лучше не в одиночку, а советуясь со знакомыми, друзьями, посетителями форумов, т. к. Вы можете узко смотреть на ситуацию или не критично подойти к выбору методик. Одновременно, надо понимать, что эффективность многих необычных методик, которые мы дальше будем обсуждать, с ходу не понимается. Соответственно, важен баланс между рассмотрением ситуации, возможной модели взыскания с разных точек зрения и способности нормально принимать критику, не отказываться от задуманного. «Кирпичики» взыскания – ключевые точки для воздействия Итак, какие у нас есть инструменты для мотивации должника и лиц, которые могут ему помочь, к необходимым действиям? Прежде всего, отодвинем на второй план стандартные юридические, коррупционные и переговорно-криминальные инструменты. Начнем с обыденных или можно сказать информационных угроз, т. е. демонстрации должнику возможности передачи правильно обработанной информации о ситуации каким-либо лицам, чьей реакции на такое сообщение, он хотел бы избежать. Этих лиц специалисты по корпоративного коллекторству называют «ключевыми точками», т. к. воздействие именно на них, а не просто шумиха, может изменить ситуацию. Рассмотрим варианты ключевых точек, начнем с необычного: 1) Объединения по профессиональному/национальному и прочим признакам Многие люди даже, если не входят в какое-либо официально зарегистрированное объединение, то относятся к его сфере влияния (туда могут входить их друзья, родственники и т. д.). Угроза обращения к такому объединению может изменить их представление о ситуации и мотивировать к переговорам и/или погашению долга. Примеры объединений, которые были ключевыми точками в реальных взысканиях с предпринимателей или простых граждан: региональный союз ветеранов Афганистана, местная мусульманская община, православный приход, спортивная федерация, Национальная торговая ассоциация, региональные ТПП и т. д. Обратиться к объединению можно или для уточнения ситуации, или для того, чтобы они помогли должнику собрать денежные средства. При этом важно письменно подготовленный проект обращения в соответствующее объединение показать должнику и тогда даже безобидное обещание уточнить его повседневную добросовестность может стать мощным мотивационным фактором. Еще важный секрет эффективного обращения к объединениям в ситуации, когда от демонстрации должнику пришлось перейти к реальному обращению, в том, чтобы при отсутствии ответа или неконструктивном ответе показать руководству объединения, что далее пойдет обращение выше (с регионального на федеральный уровень объединения) или передача СМИ информации о безразличном отношении. 2) Родственники Родители или дети, а также другие родственники должника физического лица могут быть «ключевой точкой», если: - у них есть достаточные средства для погашения задолженности, а у должника нет реальных и разумных аргументов, чтобы отказаться от их помощи; - денежные средства есть у должника, а родственники могут мотивировать его к возврату в случае получения информации о недобросовестности или негативных репутационных и прочих последствиях для них. В первом варианте важный секрет коллекторов – это не просто сообщение должнику, что информация о долге может быть донесена до родственников, а фраза типа: «Мы готовы помочь Вам. Мы сами можем позвонить Вашим родственникам и попросить их дать Вам деньги в займы или лично погасить за Вас долг. Мы также готовы помочь юридически правильно оформить заем, т. е. составить договор займа родственников с Вами или дать рекомендации по расписке». Правда дальше мы отменим, что общение вообще лучше вести письменно, а не устно, даже если письменное сообщение будет отправлено по электронной почте или в соц. сетях. Родителей и родственников должника можно найти через правильный поиск в сети интернет, в том числе последовательную проверку соответствующих фамилий в социальных сетях (одноклассники.ру, Вконтакте, facebook и др.). 3) Работодатель Обращение к работодателю во многом похоже на обращение к родственникам. Тоже можно узнать о возможности займа и конечно же сначала проект обращения – должнику, а затем уже – его отправка адресату. В некоторых ситуациях надо быть готовым к тому, что после реального письма руководству организации, где работает должник, его могут уволить либо будет звонок от подговоренных должников коллег (в некоторых случаях безопасников), которые будут убеждать прекратить обращения. К этому стоит быть готовым и отвечать, что Вы просто пытаетесь решить проблему, а наличие у человека долгов может негативно сказаться на его работе, поэтому Вы и обратились к работодателю. Отдельно стоит остановиться на возможности поиска информации о должнике и своеобразном воздействии на него через бывших коллег. Этих людей можно по сайтам, связанным с поиском работы, т. к. люди часто указывают в резюме бывшие места работы. При этом на соответствующих сайтах есть контакты этих людей или возможность отправить им сообщение. Соответственно, в процессе подготовки взыскания Вы можете найти вероятных бывших коллег должника и написать им сообщение о том, что собираете информацию о должнике, может они знают как у него дела и т.д. Такой прием очень может пригодиться и для сбора информации, и для воздействия, т.к. должник от бывших коллег может узнать о том, насколько системную работу по взысканию Вы ведете. 4) Друзья Друзья должника, которых сейчас достаточно часто можно найти через социальные сети, не часто бывают «ключевой точкой». Однако в некоторых случаях к ним можно обратиться с предложением подключиться и помочь даже не предупреждая должника о таком ходе. Отдельно можно в ходе обращения к друзьям, которые являются деловыми партнерами должника-предпринимателя, отметить, что их репутация также может пострадать в ходе дальнейшего распространения информации по другим ключевым точкам. 6) Должники должника В ходе самостоятельного взыскания долгов в самых безнадежных случаях, когда у должника действительно нет денег, и никто помочь ему не может, стоить спросить нет ли у него должников. Ведь человек может не исполнять обязательства из-за того, что его самого «кинули» или работодатель не платит заработную плату и т.д. Менять шило на мыло имеет смысл в тех случаях, когда Вы понимаете, как с этих должников взыскать. 7) Неограниченный круг лиц Публикация информации о долге или недобросовестности должника в век Интернета достаточно легка. Важно, что для взыскивающего эффекта подготовленное к размещению на каком-либо форуме или личной страничке сообщение стоит отправить должнику, т. е. продемонстрировать ему эту угрозу и иногда объяснить возможные системные последствия распространения информации среди неограниченного круга лиц. Иногда люди не понимают, что эта информация может оказать неожиданное воздействие через большое количество времени. Размещая информацию, стоит позаботиться о возможности ее удаления. Процесс демонстрации – как показывать? Кроме правильного подбора «ключевых точек» очень важна правильная демонстрация. Часто можно увидеть как креативное и потенциально эффективное взыскание не дает результата, т. к. показывали не совсем правильно. Эффективная демонстрация должна учитывать следующие моменты: А) Стоит использовать именно демонстрацию, а не рассказывание. Надо помнить, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Средства демонстрации – это уведомления (т.е . тексты, где Вы описываете планируемые действия), проекты обращений, юридических и прочих документов (в том числе, такие необычные как проект договора о продаже долга потенциально опасным людям). Б) Демонстрация может иметь несколько этапов. Сначала идет уведомление, а потом уже проект обращения, которое упоминалось в уведомление как один из шагов взыскания. В) Демонстрация должна быть системной, т.е. если не реагирует тот, к кому Вы обратились, то можно подумать о «ключевых точках», который заставят его прореагировать. Г) Эффективная демонстрация основана на балансе конкретности (т. е. указания конкретных лиц, к кому Вы обратитесь и т. д.) и неопределенности, т. е. отдельно указывается, что будут предприняты иные действия, проинформированы различные заинтересованные лица. Также не надо перегружать уведомления, они не должны быть больше одной-двух страниц, на которых указаны от одной до трех «ключевых точек» или мероприятий, а также есть те самые неопределенные намеки. Очень важно понять, что если взыскание возможно через суд, обращение к знакомым в правоохранительных органам или даже «третьим лицам», то все это можно правильно показать до реально выполнения соответствующего шага. Встаньте на место должника и подумайте, что он должен увидеть, чтобы поверить, что реально можете сделать то, о чем говорите? Вот некоторые варианты: проекты договоров с юридической фирмой, коллекторским агентством или организацией со специфической репутацией. Соответствующие проекты договоров можно взять при предварительном визите в эти фирмы. Юридические угрозы, включая возможность уголовного преследования, можно показать через проекты процессуальных документов (искового заявления, заявления в правоохранительные органы и т.д.). Составление этих документов профессионалами до полноценного запуска процесса может стоить весьма недорого. Типичные ошибки - Почему получается как всегда, хотя хотели как лучше? Среди типичных ошибок самостоятельного взыскания я бы выделили следующие: - ставка на назойливость, надоедание, вместо поиска «ключевой точки» и правильной демонстрации; - чрезмерная агрессивность, хотя важны спокойствие и системность работы по взысканию долга; - бессистемность воздействия, которая отличается от назойливости тем, что при отсутствии реакции не ищутся новые «ключевые точки» и обращения не повторяются; - переход юридических границ, т.е. прямые угрозы жизни, здоровью, сохранности имущества, чести и достоинству должника или связанных с ним лиц. При этом очень важно, что «законный шантаж», о котором мы написали в этой статье, привязан к возможному распространению информации о реальном или возможном долге, а это не причиняет вреда правам и законным интересам Вашего оппонента, а значит законно. В завершении статьи, я бы хотел выразить надежду, что советы, которые в ней изложены, будут для Вас актуальны как можно реже! Автор: Жданухин Д.Ю. Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (6) 2011 С. 2-3
Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/ |
||||||||
____________________________________________ |
|||||||||
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" | Политика конфиденциальности |
|
|