Главная / Архив номеров / № 3.1 (спецвыпуск) (12) 2012 /Статья Предприятие-должник: методы борьбы. Что делать?!

Предприятие-должник: методы борьбы. Что делать?!

Жданухин Д.Ю. Президент Ассоциации корпоративного коллекторства,
Генеральный директор Центра развития коллекторства и
Коллекторского агентства IQ-repay, кандидат юридических наук

Тезисы для Уральского налогового форума
«АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - 2012:
мифы и реальность», Екатеринбург, 9 декабря 2011 г.

Основная идея:

Многие долги организаций выглядят безнадежными для взыскания из-за готовности оппонентов противодействовать стандартному юридическому взысканию (претензия-суд-исполнительное производство-банкротство). Реакцией на такую ситуацию стало появление корпоративное коллекторства, которое может быть названо расширенным претензионным порядком разрешения долговых проблем или «законным шантажом». Основа корпоративного коллекторства – демонстрация фактическим руководителям организации должника возможности наступления негативных последствий в связи с особым образом организованным системным распространением информации и PR-поддержкой юридических процессов.

Основные тезисы:

Корпоративные долги часто весьма тяжело взыскивать. Особенно это становится заметно в кризисный период. При этом существуют различные подходы к решению этой проблемы. Вариант обращения в суд, а затем сопровождения исполнительного производства или даже банкротства занимает много времени, финансовых ресурсов и в настоящее время часто не эффективен. Дело в том, что владельцы организаций-должников готовятся к использованию стандартных юридических приемов («бросают» одни организации и ведут бизнес через другие, запускают управляемое банкротства, затягивают судебные процессы и т.д.). Также недобросовестные предприниматели понимают возможности использования оппонентами криминальных или коррупционных ходов и также готовятся к ним. Все это делает актуальным использование современных внесудебных технологий решения долговых проблем, которые получили название «корпоративное коллекторство».

Корпоративным коллекторством иногда называют любые способы взыскания долгов организаций, но мы считаем, что данный термин актуален именно для внесудебных методик, т.к. иначе не было бы нужды придумывать специальное обозначение для альтернативы судебному взысканию. В тех случаях, когда корпоративное коллекторство необходимо вписать в существующие регламенты работы с долгами крупных организаций, нередко оно называется расширенным претензионным порядком разрешения долговых споров. Также, учитывая особенности способов мотивации оппонентов к возврату долгов через угрозу законного распространения информации (информационное (PR) сопровождение), иногда корпоративное коллекторство называют законным или правомерным шантажом.

Сразу отметим, что корпоративное коллекторство как самостоятельный способ взыскания актуально не во всех случаях, но оно также может использоваться в качестве средства обеспечивающего эффективное прохождение юридических процессов. Выделим ситуации, когда стоит использовать внесудебные технологии в качестве основного средства решения долговых проблем:

1) Взыскание возможно в стандартном юридическом порядке (у организации-должника есть денежные средства и имущество, оно продолжает деятельность), но оппоненты не боятся стандартных юридических санкций (пеней и т.д.) и/или необходимо взыскания в максимально сжатые сроки.

2) Владельцы и руководители организации-должника приняли решение уклоняться от погашения задолженности, но имеют возможность сразу или постепенно ее погасить без продажи имеющих активов.

2.1) Особая ситуация, когда лица, стоящие за компанией-должником, особо активно находят возможности возврата долгов и даже привлекают для этого заемные денежные средства, - наличие переговоров о продаже бизнеса. Специфика этой ситуации в том, что возможность PR-сопровождения взыскания, а значит распространения информации, в том числе, публичного, заставляет задуматься о вероятном требовании со стороны покупателя снизить стоимость приобретаемого бизнеса.  

Взыскание методами корпоративного коллекторства обычно не эффективно, если:

- должник добросовестно разорился, не использует схемы для сопротивления взысканию и не имеет дебиторской задолженности;

- долг возник в результате спланированного мошенничества и денежные средства поделены между различными злоумышленниками и частично потрачены.

Основной алгоритм планирования взыскания состоит из трех этапов:

1) Системное описание ситуации с выделение «ключевых точек» для информационного воздействия.

2) Моделирования поведения оппонентов и связанных с ними лиц.

3) Отражение собранной информации и сценариев взыскания в письменном документе – программе взыскания.

Первым шагом является системное описание, которое базируется на расширении представления о долговой ситуации, т.е. анализе не только юридических, но и экономических, личных и прочих систем, куда входят лица, от которых зависит оплата задолженности. Цель исследования и описания систем - нахождение «ключевых» точек, т.е. конкретных лиц, передачи которым специально обработанной информации должник хотел бы избежать, т.к. они могу по собственной инициативе или из-за влияния обстоятельств прореагировать негативным для него образом.

Основные виды ключевых точек:

1) Учредители, участники, руководители в том числе фактические, т.е. юридически не имеющие отношение к организации. Указанные лица могут быть ключевой точкой даже если они не занимаются оперативным управлением организацией и являлись своего рода инвесторами;

2) Контрагенты, т.е. поставщики, покупатели, заказчики, кредиторы и т.д. Рассматривая в качестве ключевой точки контрагента необходимо, прежде всего, задать вопрос: достаточно ли он независим от должника? Может ли он прореагировать негативным для должника образом? Можно ли «заставить» его прореагировать через обращение к вышестоящим для него организациям, публичное освещение отсутствия реакции, поощрения недобросовестности?

Стоит отметить, что некоторые контрагенты, в соответствии с определенными внутренними нормами (кредитной политикой, регламентом проведения закупок или тендера и т.д.), иногда обязаны, при получении соответствующей действительности информации о проблемах определенной организации, изменить формат отношений: повысить предоплату, отказаться от сотрудничества и т.д. Отдельно стоит выявлять участие должника в государственных и муниципальных тендерах, т.к. соответствующие органы, включены в определенные системы и отказ от реагирования на полученный сигнал о сложностях может стать предметом рассмотрения контрольно-ревизионных или правоохранительных органов.

В некоторых крупных взысканиях с «брошенных» компаний холдингов, которые находились в предбанкротном состоянии, важным моментом была возможность информирования потенциальных контрагентов, точнее покупателей проблемной компании.

3 Объединения предпринимателей, т.е. отраслевые ассоциации и союзы, Торгово-промышленные палаты и т.д., куда входит организация должник или иные организации фактических руководителей организации должника или они сами как физические лица. Объединения могут «ключевой точкой» в связи с тем, что уставные документы этих организаций часто предусматривают возможность исключения участников из-за нарушения норм действующего законодательства, одним из которых как раз и является невозврат долга. Стоит отметить, что для должников часто опасно не само исключение, а та огласка, которая при этом происходит.

Часто именно эту ключевую точку при планированни взыскания мы ищем в первую очередь, т.к. информирование объединения заставляет оппонентов задуматься об опасности распространения информации вообще, в том числе, с выходом в публчиную плоскость.

4. Контролирующие органы. Часто речь идет о специфических, т.е. важных для бизнеса должника, а не общих контролирующих органах типа прокуратуры, Президента и т.д. Примеры специфических контролирующих органов, которые стали ключевой точкой в отдельных взысканиях: подразделение Министерства экономического развития, которое занимается выделением квот, департамент Россельхознадзора, который контролирует производство удобрений и т.д.

В некоторых случаях, когда «ключевая точка» не ясна, может оказаться актуальным предупреждение о возможности публичного информирования.

Примеры поиска ключевых точек. Одна небольшая строительная фирма уклонялась от оплаты долга путём создания «дублирующего» юрлица (новой фирмы с аналогичным названием), и взыскать долг в судебном порядке было проблематично. Однако, фирма вернула долг после того, как получила уведомление о возможном обращении контрагенту – муниципальному заказчику, с которым имела большой опыт работы по муниципальным контрактам.

Вторым шагом в планировании взыскания является моделирования поведения должника и связанных с ним лиц.

После расширения представления о ситуации и моделирования поведения должника идет создание программы взыскания. Подчеркнем, что этот документ лучше готовить в письменном виде, т.к. это позволит организовать взаимодействие внутри команды взыскания, показать план действий руководству, а также легко сделать отчет об уже проведенных мероприятиях. Важно, что программа взыскания может включать не только чисто коллекторские мероприятия, такие как проекты писем по «ключевым точкам», пресс-релизы для публичного информация или уведомления о подготовки пресс-конференции, но и обычные юридические действия: подача иска в суд или заявления в правоохранительные органы. Кроме коллекторского и юридического блоков в концепцию взыскания, которая отражается в программе, может входить экономический блок, который включает работу с дебиторами должника (предложение купить задолженность и т.д.) либо взаимодействие с претендентами на активы должника.

Когда программа взыскания составлена, то необходима ее реализация с учетом возможности появления новой информации или ранее отсутствовавших возможностей для мотивации должника к возврату задолженности. Как правило, при реализации программы взыскания об основных возможных действиях должник изначально предупреждается в специальном уведомлении, а также с помощью направления ему проектов писем и документов (как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Стоит отметить, что не стоит смешивать юридические и коллекторские предупреждения, т.е. если должнику отправляется формальная претензия, то уведомление о возможности распространения информации по «ключевым точкам» или массово стоит приложить отдельно как дополнение претензии. Опыт показывает, что в таком уведомлении стоит не требовать возврата денежных сумм, а предложить назначить ответственное лицо для комментирования развития событий. Дело в том, что размышление о том, кто может комментировать развитие событий, поможет должнику понять уязвимость перед законным информационным воздействием.

Основной алгоритм проведения взыскания включает: описание, демонстрацию и реализацию законных угроз информационного и юридического характера. Стоит отметить, что типичными ошибками являются рассказывание вместо описания, игнорирование демонстрации.

В ходе точечного информационного воздействия (отправки писем контрагентам, объединениям предпринимателей и т.д.) возможно использование максимально мягких вопросов (известно ли о финансовых сложностях, претензиях к организации-должнику и т.д.) или наоборот жестких требований соблюдения собственных кодексов корпоративной этики, часто включающих недопустимость сотрудничества с недобросовестными предпринимателями. Точечное информационное воздействие должно быть системным, т.е. если адресатам не реагирует, то ему демонстрируется возможность обращения к ключевым уже для него лицам (руководству вышестоящих организаций и т.д.).

Публичное информационное воздействие, которое опять таки необходимо сначала демонстрировать, может включать:

1) Пресс-релизы, т.е. новостные сообщения для СМИ, которые стоит стараться сделать оригинальными за счет необычности методов взыскания, известности участвующих организаций и т.д.

2) Пресс-конференции, актуальные из-за системности воздействия, т.е. уведомление многих, связанных с должником лиц может заставить их согласовывать друг с другом позиции, анализировать возможные последствия. Пресс-конференции необходимо анонсировать заранее (примерно за месяц), чтобы было время сообщить лицам, связанным с ситуацией, обсудить компромиссы и т.д.

4) Необычные рекламные ходы: щиты и контекстная реклама о продаже задолженности и т.д.

Надеюсь, что предложенные рекомендации помогут Вам оперативно взыскать даже казавшиеся безнадежными долги.

Фото: Фотобанк Лори.

Автор: Дмитрий Жданухин

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 3.1 (спецвыпуск) (12) 2012 С. 4-5

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика