Главная / Архив номеров / № 7 (27) 2013 /Статья Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

Кололеева Светлана ВикторовнаС 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение - расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью

Напомним, по ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» образовательная деятельность не являлась предпринимательской, и осуществлять ее могли только некоммерческие организации (негосударственные образовательные частные учреждения, автономные некоммерческие организации и др.). Теперь же новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - закон)  право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим организациям и даже индивидуальным предпринимателям (а положение о том, что образовательная деятельность не является предпринимательской, исключено).
В ст. 2 закона содержатся основные используемые в нем понятия. Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, делятся на две группы: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательными организациями, как и прежде, остаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 закона). 
В п. 19 ст. 2 закона содержится дефиниция понятия «организация, осуществляющее обучение», согласно которой это «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности». 
Частью 1 ст. 31 закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Формулировка «иные юридические лица» включает и коммерческие организации. Однако право коммерческих организаций на ведение образовательной деятельности ограничено закрытым перечнем реализуемых образовательных программ – согласно ч. 5 ст. 31 закона они вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. 
Итак, коммерческие организации вправе реализовывать следующие образовательные программы: профессионального обучения, дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ч. 2 ст. 23 закона), дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы (ч. 3 ст. 23 закона).  Таким образом, в форме коммерческой организации не может быть создана общеобразовательная организация (начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п. 2 ч. 2 ст. 23 закона); профессиональная образовательная организация (среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 2. ст. 23 закона) и образовательная организация высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 закона).
Однако следует еще раз обратить внимание на дефиницию, содержащуюся в п. 18 ст. 2 закона, - образовательная деятельность коммерческих организаций может осуществляться ими только в качестве дополнительного, а не основного вида деятельности.   
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Им разрешено обучать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 закона).  ИП, ведущим образовательную деятельность непосредственно (лично) без привлечения педагогических работников, в силу ч. 2 ст. 91 закона лицензия не требуется. Тем же кто, привлекает педагогических работников, разрешено вести образовательную деятельность без лицензии до 01.01.2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока  лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.
Согласно п. 20 ст. 2 закона ИП по правовому статусу приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, если иное не предусмотрено законом.
 
2. Изменены типы образовательных организаций
Законом предусмотрено шесть типов образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования,  дополнительного образования, дополнительного профессионального образования. Профессиональная образовательная организация реализует в качестве основной цели деятельности программы среднего профессионального образования, однако в качестве дополнительных целей  праве обучать по основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и дополнительным профессиональным программам. Образовательные организации высшего профессионального образования вправе реализовывать помимо непосредственно высшего образования, также все перечисленные выше программы профессиональной образовательной организации.
Указание законодателем на конкретные дополнительные виды образовательной деятельности, которые вправе осуществлять образовательная организация, направлено на устранение неопределенности в правоприменении, а значит является положительной стороной закона.
 
3. Упрощены требования к уставу образовательной организации
В ранее действовавшем  Законе РФ  «Об образовании» ст. 13 предусматривала большой перечень сведений, которые в обязательном порядке включались в устав. Сейчас ст. 25 закона устанавливает, что наряду с положениями устава, предусмотренными общими нормами (п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») устав образовательной организации должен содержать: тип образовательной организации; сведения об учредителе, учредителях; виды  образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структуру и компетенцию органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Как видно, этот перечень существенно меньше перечня, содержащегося в ст. 13 ранее действовавшего закона.
 
4. Изменена структура органов управления образовательной организации
Частью 4 ст. 26 вводятся обязательные коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся) и педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Компетенция этих органов, порядок формирования и сроки полномочий определяются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в уставе. Полагаем, на практике в частных образовательных организациях эти органы будут создаваться лишь формально и наделяться минимальными полномочиями.
 
5. Вводится информационная открытость (публичность) образовательной 
организации. А ее несоблюдение влечет административную ответственность
Так, ст. 29 закона предусмотрена обязанность образовательной организации размещать информацию в сети Интернет, в т.ч. на официальном сайте организации (а значит вводится и обязанность образовательной организации иметь сайт), в частности:
о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях;
о структуре и об органах управления образовательной организацией;
о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов  (при их наличии);
о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;
о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
Также на сайте образовательной организации должны размещаться: устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации; план финансово-хозяйственной деятельности, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.  
Указанная информация и документы подлежат опубликованию в течение 10 дней с даты их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
С одной стороны, введение принципа открытости является положительным моментом, направленным на обеспечение соблюдения прав потребителей (абитуриентов и обучающихся). С другой стороны, для самих образовательных организаций это является скорее негативным моментом, т.к. на них возлагаются дополнительные обязанности: иметь официальный сайт в сети Интернет (не все образовательные организации имеют сайт, небольшие образовательные организации, особенно детсады и прочие социально-ориентированные образовательные организации зачастую не могут себе этого позволить) и  раскрывать информацию, которой могут воспользоваться не только потребители, но и конкуренты образовательной организации. 
Частью 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. В данном случае речь идет о нарушении права обучающихся на информацию. 
Санкция ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает штрафы в следующих размерах: на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Полагаем, такие штрафы будут стимулировать образовательные организации к соблюдению введенного новым законом принципа открытости (публичности).
Вполне вероятно, в связи с новым законом в КоАП РФ может быть включен специальный состав административного правонарушения с более строгим наказанием. А пока нарушение принципа открытости будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.
 
6. На все ранее созданные образовательные организации возложена обязанность
привести свои наименования и уставы в соответствие с новым законом до 01.01.2016 г.  
 
Наименования должны включать указание на тип образовательной организации. Например, если ранее было НОЧУ СПО, то по новому закону это НОЧУ ПОО (или НЧУ ПОО); НОЧУ ДПО — НЧУ ОДПО.
 
7. Установлена обязанность переоформить лицензии. 
В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 01.01.2016 г.
 
8. Исключена специальная норма о реорганизации образовательных организаций. 
Напомним, что ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» было предусмотрено ограничение на реорганизацию в форме преобразования — образовательное учреждение могло быть преобразовано только в иную некоммерческую образовательную организацию (ч. 1 ст. 34). Тогда как ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» допускается преобразование частного учреждения в хозяйственное общество. То есть законом был предусмотрен специальный порядок реорганизации частных образовательных учреждений. 
В новом законе норма о реорганизации — ч. 10 ст. 22 —  звучит так: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Однако никаких ограничений возможности преобразования образовательной некоммерческой организации в коммерческую (например, частного учреждения в хозяйственное общество) новым законом не предусмотрено. Конечно, возможность такого преобразования обусловлена типом образовательной организации и реализуемых ей образовательных программ. Безусловно, реорганизация частного учреждения высшего или среднего профессионального образования в ООО невозможна, поскольку ООО не праве реализовывать указанные образовательные программы. Однако, например, частное учреждение дополнительного или дополнительного профессионального образования может преобразоваться в ООО, т.к. по новому закону, как уже отмечалось ранее, коммерческие организации вправе реализовывать программы профессионального обучения, дополнительного и дополнительного профессионального образования.
 
9. Сохранена норма о судьбе имущества образовательной организации в случае ее ликвидации.
Правовая норма, согласно которой при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования, «перекочевала» из ранее действовавшего закона в новый.  Теперь эта норма закреплена в ч. 3 ст. 102 закона.
 
10. Вводятся независимая оценка качества образования (ст. 95 закона) и общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96 закона). Однако они являются добровольными и не влекут каких-либо правовых последствий; осуществляются специализированными организациями по инициативе  образовательной организации.  

 
  • Регистрация образовательных организаций 
  • Приведение уставов НОУ, НОЧУ в соответствие с новым законом об образовании
  • Разработка документов образовательной организации, обязательных для размещения на ее сайте
  • Правовой анализ информации и документов образовательной организации, подлежащих размещению на ее сайте
 
г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 193, 
оф. 407 (Метеогорка)
тел./факс (343) 357-33-73, (343) 297-40-26
 

Автор: Кололеева Светлана Викторовна

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 7 (27) 2013 С. 14-15

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2016. Правовая газета "Статус"

Яндекс.Метрика