Главная / Архив номеров / № 10 (40) 2014 /Статья Подводные камни КАСКО: типичные проблемы и пути их решения

Подводные камни КАСКО: типичные проблемы и пути их решения

Сергей СеменовВ этой статье не пойдет речь о новинках законодательства или судебной практике в области автоправа. На этот раз позволим себе донести до читателя простую, но чрезвычайно важную мысль: за юридической помощью после ДТП нужно обращаться незамедлительно, также как за помощью медицинской в случае травмы или другой ситуации, угрожающей жизни.

Все называют опытом собственные ошибки. Оскар Уайльд
 
Сергей Семенов, магистр юриспруденции
 
Для наглядности возьмем два дела из практики, которые как нельзя лучше иллюстрируют наш основной тезис.
 
История первая.
Гражданин М. двигался на своем автомобиле в сторону дома. На регулируемом перекрестке, совершая поворот налево, допустил столкновение с автомобилем под управлением гражданина Х, двигавшемуся прямо со встречного направления. При разбирательстве в ГИБДД, учитывая молодой возраст и незначительный водительский стаж М., напористое поведение Х., инспектор ДПС, недолго думая, объявил виновником аварии М. и привлек его к административной ответственности. М., испытав при оформлении документов, скажем, «легкое психологическое давление», не только согласился с виновностью в совершении административного правонарушения, но и написал объяснения по фактическим обстоятельствам не в свою пользу, по сути признав вину в ДТП.
На следующий день М. рассказал о происшествии на работе, где коллеги, оценив ситуацию по его рассказу, также подтвердили версию о его вине в случившемся. Отчаявшийся М. стал думать, где взять деньги на ремонт автомобиля Х., стоимость которого явно превышала лимит, за который заплатит страховая компания.
Через три недели после ДТП М. обратился к юристу с целью узнать, возможно ли снизить размер компенсации потерпевшему, и если да, то насколько. Юрист, изучив документы, спросил у М., есть ли еще какие-либо материалы по делу. Оказалось, что в автомобиле М. установлен автовидеорегистратор, и что момент столкновения запечатлен на видео. По результатам просмотра записи выяснилось, что с точки зрения Правил дорожного движения, М. является пострадавшим в этой конкретной ситуации, а виновным и ответственным за причинение вреда – Х.  К этому моменту уже были пропущены сроки и для обжалования административного штрафа, и для обращения с заявлением в страховую компанию. И – самое главное – М. отремонтировал свой автомобиль самостоятельно, а значит возможность фиксации повреждений также упущена. 

Деньги, потраченные У. на оплату работы юриста, были взысканы и со страховой компании Е. как с проигравшей стороны, и с бюджета.


В подобной ситуации юристу не оставалось ничего другого, кроме как исправлять все допущенные М. ошибки. Была подана жалоба на постановление по административному делу, назначено и проведено независимое автотехническое исследование автомобиля Х., которое показало, что в его расчетах сумма ущерба завышена вдвое, подготовлен отзыв на гражданский иск Х. к М. о компенсации причиненного ущерба. Однако чудес не бывает: в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на административное постановление (обжалование штрафа) суд отказал; в гражданском разбирательстве помимо видеозаписи были исследованы первоначальные показания водителей, и судья пришел к выводу о равной степени вины обоих участников ДТП, что, конечно, помогло М. избежать негативных последствий, связанных с выплатой большой денежной суммы Х., но не в полной мере восстановило его права.
Так простое затягивание с обращением за юридической помощью превратило положительную для М. ситуацию в практически патовую.
 
История вторая.
У. двигался на грузовике по двухполосной дороге и намеревался свернуть налево во двор. Остановившись и включив указатель поворота, У. стал пропускать встречный поток. Транспорт, следовавший за грузовиком У., начал объезжать его справа, как это предписывают Правила, и лишь водитель Е., управлявший автомобилем представительского класса, решил обогнать его по встречной полосе. Где они и встретились. Несмотря на правоту в ситуации водителя У. с точки зрения закона, водитель Е. не намерен был сдавать позиции. Начальник местечкового ГИБДД оказался его знакомым и по звонку Е. прибыл на место происшествия. Властный авторитет полицейского и изумительное владение риторическими приемами убеждения заставили У., ни разу не бывавшего участником ДТП, взять вину в случившемся на себя. 
Однако сразу же после оформления документов в ГИБДД У. обратился за консультацией к юристу. Благодаря своевременному обращению У. за помощью, юристом была своевременно подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, организован поиск свидетелей происшествия, техническая экспертиза поврежденного грузовика. 
В результате вынесенное ГИБДД постановление было отменено как незаконное и необоснованное; были найдены очевидцы ДТП, давшие свидетельские показания в суде, на основании которых было вынесено решение в пользу У. Кроме того, деньги, потраченные У. на оплату работы юриста, были взысканы и со страховой компании Е. как с проигравшей стороны, и с бюджета как вред, причиненный незаконными действиями инспектора ГИБДД, вынесшего незаконное постановление. Самого же инспектора ГИБДД в скором времени ожидает регрессный иск от министерства финансов, и за нарушения прав У. он ответит «рублем».
В отличие от первого примера, оперативное реагирование У. на возникшую проблему и незамедлительное обращение к юристу помогло выйти победителем из непростой ситуации, осложненной наличием «административного ресурса».
Какие выводы следуют из этих двух историй?
Дорожно-транспортное происшествие – всегда неприятность. Особенно, если вы стали его участником в первый раз в жизни или в первый раз за долгое время. Однако следование простым советам сбережет не только Ваши нервы в стрессовой ситуации, но и позволит не оказаться «без вины виноватым».
Во-первых, если вы стали участником ДТП, обращаться за юридической консультацией следует незамедлительно. Сразу после звонка в полицию и (если требуется) в «скорую помощь» звоните юристу. Специалист подскажет, какие именно действия нужно предпринять и в какой последовательности, как вести себя в ГИБДД, какие объяснения давать, а какие – не давать ни в коем случае. Также при обращении за квалифицированной юридической помощью вы сможете сразу же получить консультацию по дальнейшей перспективе вашего дела.
Во-вторых, обращаться за консультацией следует именно к юристу. Друзья, родственники, коллеги по работе, конечно, могут дать совет, основываясь на своем жизненном опыте и обывательских знаниях, могут посочувствовать или привезти термос с горячим чаем. Но они не обладают юридическими познаниями, необходимыми вам «здесь и сейчас». В таких ситуациях нужны не советы, а именно консультация юриста. Причем среди юристов следует выбирать именно специализирующихся в вопросах дорожно-транспортных происшествий: зачастую общих познаний без учета особенностей специфики этой сферы, без знания правоприменительной практики может не хватить для правильных ответов на интересующие вас вопросы.
В-третьих, обращаться за консультацией нужно вне зависимости от того, считаете ли вы себя правым или виноватым. Обывательский взгляд на вещи всегда отличается от их профессиональной оценки. Юрист с большей вероятностью свободен от ложных установок, чем вы. Возможно, вы неправильно оценили дорожную обстановку, неверно истолковали положения ПДД, поддались на уговоры или угрозы со стороны второго участника ДТП. В конце концов, будет не лишним просто взгляд на ситуацию со стороны.
Соблюдение этих нехитрых правил позволит избежать множества проблем!
 

 
Сергей Семенов, магистр юриспруденции
  • Взыскание страховых выплат
  • Споры по вине в ДТП
  • Защита по делам об административных правонарушениях
  • Консультации по вопросам автоправа
+7 (343) 207-45-65, +7 902-26-51-458

 

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 10 (40) 2014 С. 15

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика