Главная / Архив номеров / № 1 (41) 2015 /Статья Защита прав потребителей в условиях нестабильной экономической ситуации

Защита прав потребителей в условиях нестабильной экономической ситуации

Дамир СадритдиновЧто делать, если поменялись цены у уже заказанного и оплаченного товара? Если товара на момент передачи уже нет? Как вернуть товар, купленный через Интернет? Как поступить, если цена на кассе не соответствует ценникам в торговом зале?  Об этом нам расскажет адвокат, региональный представитель Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «БЛОК-ПОСТ», магистр права, а в настоящее время еще и участник Экспертного совета по защите прав потребителей при Банке России Дамир Садритдинов. Интервью подготовлено по итогам программы «Прямая линия. Право» (телеканал «ОТВ»).

Люди сталкиваются с ситуацией, когда был заключен договор с автосалоном,  автомобиль заказан и оплачен.  Но правила игры автосалоном меняются. Как себя вести покупателю? Имеет ли право человек отказаться от покупки? Имеет ли он право получить машину по тем условиям, которые были обозначены ранее?
Да, имеет. С точки зрения закона абсолютно ничего не меняется ни для потребителя, ни для автосалона. Изменение курса валюты никак не влияет на права и обязанности стороны по договору, стороной которого выступает гражданин-потребитель. Вы можете приобрести товар в любой период времени, и его цена будет зафиксирована в договоре в рублях. После этого происходит всем известное изменение курса рубля к инвалюте, которое никак  не влияет на то, что цена должна быть пересмотрена сторонами. Может – да, но не должна быть изменена вопреки воли потребителя ни в коем случае. Автосалон либо иной продавец товара обязан вам передать товар по той цене, которая зафиксирована по договору. И неважно, оплачен товар полностью или нет, – иногда товар оплачивается по графику, иногда по факту передачи его, разные есть условия. Главное – если в договоре зафиксирована цена в рублях, то от нее и необходимо отталкиваться. В нашей стране все расчеты по договорам с населением производятся в рублях.
Примечание: после эфира программы обратился покупатель автомобиля Тойота Камри, которому автосалон поднял цену на 300.000 рублей, а аванс был внесен еще в ноябре. Сейчас ведем досудебное урегулирование с автосалоном, скорее всего придется обратиться в суд.
 
А если договор заключен, а товара теперь уже нет?
Мы покупаем автомобили и электронику по договору розничной купли-продажи. Иногда бывает, что автомобиля нет в салоне, и вы заказываете его по каталогам и по описанию. Это тоже урегулировано «Законом о защите прав потребителей» (ст. 26.1).  Заключается договор купли-продажи товара по образцу, из которого ясно, какую именно машину вы заказали, указываются все ее параметры, фиксируется цена, и договор действует с момента, когда он заключен, а не с момента доставки товара, что дает право требовать в суде не только возврата аванса, но и передачи самого товара. 
 
Если автосалон все-таки пытается хитрить и автомобиль не передает в условленный срок?
Исходя из того, что участились обращения граждан в нашу организацию, могу сказать, что проблема такая есть. На самом деле автосалоны пользуются общей шумихой, ажиотажем, говорят, что в связи с тем, что курс доллара изменился, цена на машину стала больше на 50-100 тысяч рублей. Конечно, эти действия надо пресекать на корню. Во-первых, нельзя подписывать какие-либо дополнительные соглашения о пересмотре цены. Ваше право – остаться на той цене, которая есть. Такое право обеспечено встречной обязанностью автосалона передать автомобиль по этой цене. Если с этой обязанностью он не справляется, тогда необходимо обращаться с претензией и далее – в суд. 
 
Если в автосалоне говорят, что таких автомобилей просто нет?
Если заключен договор, то соответственно, автомобиль уже заказан. Автосалон исходил из своих реальных возможностей, когда подписывал с вами договор. Вы должны понимать, что вы имеете полное право через суд принудить автосалон передать вам именно тот автомобиль, который вы заказали. В ином случае вернуть сумму предоплаты, при этом за каждый день нарушения срока возврата этой предоплаты взыскать с автосалона неустойку в размере 0,5% в день. Эта сумма очень и очень немаленькая.
 
Вопрос касается уже купленного автомобиля. В рекламных проспектах при продаже автомобиля, а также в документах, которые были прикреплены к пакету с договором, были условия ТО. Стоимость ТО на три года сейчас меняется, пересчитывается. Можно ли, ссылаясь на документы, которые были выданы при продаже, отстаивать право на ТО по прежней стоимости?
Дело в том, что когда вы привозите автомобиль на ТО, вы каждый раз заключаете новый договор возмездного оказания услуг. Соответственно, цена формируется по факту того, как вы этими услугами пользуетесь. Я думаю, что необходимо очень внимательно посмотреть данный рекламный проспект, и я не исключаю, что там, возможно, есть приписки, что эта цена действует именно в данный период времени. Необходимо более подробно разобраться в данном вопросе. 
 
Интернет-магазины: общая проблема – это возврат. Люди понервничали, стали запасаться холодильниками, телевизорами и другой техникой, а сейчас одумались, хотят вернуть товар. Как быть?
Надо понимать, что через Интернет мы покупаем весьма разнообразные группы товаров: и электронику, и технику, и мебель и т. д. Общее правило такое: при передаче товара, заказанного через Интернет, вам должны дать памятку, инструкцию о сроке возврата данного товара. Если памятку не передали, то срок возврата 3 месяца. Если памятка есть, то срок определяется ею, но по закону срок возврата должен быть не менее семи дней. Это сроки для безусловного возврата, то есть без указания причин. В этом случае надо возместить продавцу расходы на доставку товара от потребителя. Но есть большая группа товаров, которые вы можете дополнительно вернуть из-за того, что они не подошли вам по цвету, фасону, размеру и т. д. Это одежда, обувь. Есть группы товаров, например, сложная бытовая техника, автомобили, которые вы можете вернуть, только если там есть недостаток, который вы выявили только после передачи его вам. 
 
В магазине было объявление о том, что если я найду этот товар (а речь идет о пылесосе) дешевле и принесу доказательства, мне его продадут по той цене, которую я нашел. Я обнаружил в интернет-магазине предложение, которое действительно было выгоднее, сфотографировал экран, принес, но мне товар не продали. Могу ли я как-то воздействовать на продавца, который дает обещания и не выполняет?
Интересный вопрос. Я думаю, что перспектива у этого дела есть, но при условии, что автор этого вопроса зафиксировал условия этой акции. Если он фиксировал полностью всю цепочку событий, которая произошла до покупки, то можно доказать, что именно такой способ формирования цены был предложен продавцом, и заставить продавца продать товар по той цене, которая была указана по акции.
 
Только через суд?
В конечном итоге, да. Но если все доказательства будут изложены в претензии, то с целью избежать штрафа и других репутационных неприятностей, которые могут быть наложены на продавца при удовлетворении иска потребителя, то продавец, мне кажется, рассмотрит вопрос об удовлетворении данных претензий до суда. Дело на самом деле перспективное.
 
Подлежат ли возврату сотовые телефоны? Относятся ли они к сложной бытовой технике?
Да, мобильные телефоны – это сложная бытовая техника, возврат только при наличии недостатка. Недостатки бывают разные. Самопроизвольная перезагрузка, вирус, что угодно... Если работа аппарата отличается от того, какой она должна быть в идеале, то вам необходимо обращаться с заявлением о возврате данного товара, если не прошло две недели. В салоне почти всегда предлагают вместо возврата оформить гарантийный ремонт, вы можете настоять именно на возврате.
 
В Интернете был оплачен товар через какого-то посредника, деньги до продавца не дошли. Продавец считает, что покупателю он ничем не обязан, советует разбираться с фирмой, которая обеспечивает переводы. Это интернет-кошельки, системы робокассы...
На самом деле достаточно часто все платежи проводятся через агентов – так называемые платежные системы. В данном случае, если денежные средства были списаны с карты либо со счета у покупателя, но не поступили на счет продавца, необходимо, в первую очередь, обратиться с претензией в систему, которая обеспечивает перевод денежных средств. Надо помнить, что сейчас достаточно просто открыть себе банковский счет с управлением через Интернет или даже с мобильного телефона и оплачивать товары напрямую без посредников и комиссий.
 
То есть продавец, в принципе, правильно описывает ситуацию?
Правильно, но сейчас я бы не исключал его из числа тех лиц, к которым мы обращаемся с требованием, поскольку договор у платежной системы на обслуживание, скорее всего, был с продавцом, именно поэтому он как предприниматель отвечает за своих контрагентов перед покупателем. Я бы здесь пошел по пути более легкому для потребителя – обратился бы напрямую к продавцу. А потом пусть продавец сам разбирается со своей платежной системой. 
 
Вопрос по интернет-магазину: оплатили товар три дня назад, на сайте было написано, что доставка в течение суток. Товара нет. Доставка при этом платная и также оплачена. 
Необходимо проверить этот интернет-магазин, нет ли его в черном списке. Очень часто создают интернет-магазины, которые продают товар по очень низкой цене. При этом  не вызывают почему-то подозрений у покупателей. В итоге, естественно, товар просто не поставляется. Если ваш интернет-магазин не из этого списка, нормально работает, то необходимо обратиться с претензией по поводу срока доставки товара, так как товар должен быть привезен в срок, прописанный в договоре. За каждый день просрочки передачи этого товара идет неустойка, 0,5% в день.
 
Пришли в магазин бытовой техники, на прилавках было много микроволновых печей. Часть товаров нам отказались продавать, на них не было ценников. Нас интересовали именно те модели, которые были выставлены без цены. Обязан ли продавец продавать все, что у него выставлено в торговом зале?
Продавец обязан обеспечивать информацию, в том числе и о цене в отношении любого товара, выложенного в торговом зале. Другой вопрос, что, не зная цену, вы не можете товар приобрести, не можете принять решение, необходим ли он вам по такой цене. В данном случае претензия может быть связана с тем, что нарушены правила продажи. Претензия адресуется в Комитет по товарному рынку города Екатеринбурга, в Роспотребнадзор.
 
Купили телевизор, дома посмотрели в паспорт и увидели, что он был произведен в 2011 году.  Нам консультант говорил о том, что это очень современная модель.  Считаем, что нас обманули. Интересует срок гарантии: гарантия на телевизор три года, значит ли, что она уже истекла?
По поводу гарантии: гарантия начинает течь с момента передачи товара потребителю. По поводу даты производства: понятие «современных товаров» оценочное. В Японии этот товар продают уже пять лет, а у нас только сейчас идет в продажу. Год производства никак не влияет на оценочные качества товара, современный он или не современный. Ведь у вас в договоре, в чеке не было указано, что вы покупаете телевизор 2013 года выпуска, поэтому год выпуска здесь за рамками регулирования «Закона о защите прав потребителей». Главное, чтобы товар соответствовал его описанию, чтобы он работал, был технически исправен, отслужил тот срок, для которого он сделан.
 
В одном из магазинов, приобретая товар - овощи, я обнаружила на кассе, что цена, которая стояла около этого товара на витрине, совершенно не соответствует той цене, которую у меня стали спрашивать на кассе. Я им сказала, что товар надо продать по той цене, по которой он был выставлен на витрине, однако мне показали объявление на кассе: «Произошел сбой, и цены не соответствуют действительности». Что в этом случае делать?
Этот сбой должен «лечь на карман» продавца, а не на ваш карман. Такие случаи бывают у всех, даже у меня было два раза, когда мне просто пришлось идти в торговый зал, брать ценник, и с ним возвращаться на кассу. Вы имеете право оплатить товар по той цене, которая висит в торговом зале около места выкладки данного товара. Я рекомендую фотографировать ценники, либо вынимать их и брать с собой как доказательства. Роспотребнадзор, суд будут на вашей стороне. Я отмечу, что есть общественные организации по защите прав потребителей, которые регулярно проводят рейды по торговым точкам, выясняют, соответствуют ли цены в торговом зале ценам, отбиваемым на кассе. Дело благое, но они не успевают за количеством торговых сетей, поэтому такие случаи не редкие, к сожалению.  Задача каждого потребителя их выявлять, пресекать и реагировать. 
 
Заказывали кухню, был договор. При сборке одна дверца не подошла. Уже прошло больше полугода, дверцу не меняют. Я как-то могу на них воздействовать, чтобы дверцу к кухне обратно получить?
Независимо от того, какой срок был прописан для устранения недостатка, по закону он не может быть больше 10 дней. Поэтому, если вы обратились с письменной претензией, прошло 10 дней, вам эту кухню не переделали, не исправили, можно смело идти в суд. Судебные иски к продавцам мебели, особенно для кухни, совсем не редкость. Если продавец ведет реальную деятельность, то ему будет значительно «дешевле» урегулировать вопрос до суда. В вашем случае либо продавец юридически «умер» либо он просто ждет официальной претензии, «стимула» для начала своих действий.
 

Садритдинов Дамир Накипович

Адвокат Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «БЛОК-ПОСТ», магистр права
  • юридическая помощь заемщикам;
  • оспаривание незаконных условий и возврат исполненного по ним;
  • защита заемщика при досрочном истребовании кредита и залога;
  • ревизия состояния задолженности и перерасчет с соблюдением законодательства
 
г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 1, тел. 3-102-102
www.bloc-post.ru, 3102102@mail.ru

 

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 1 (41) 2015 С. 3-4

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика