Главная / Архив номеров / № 6 (6) 2011 /Статья Цель наших клиентов – получить деньги, но она не дает нам право загонять должника в угол

Цель наших клиентов – получить деньги, но она не дает нам право загонять должника в угол

Интервью с директором ЗАО «Агентство по сбору платежей» Евгением Горбуновым 

- Евгений Николаевич, расскажите о том, с какими проблемами приходится сталкиваться в деятельности по взысканию долгов?

- Работать в сфере взыскания долгов становится все сложнее. Постоянно растущие долги населения за потребленные коммунальные услуги приводят к тому, что дебиторская задолженность предприятий растет в геометрической прогрессии, а  сложившийся дефицит средств не позволяет предприятиям жилищно-коммунальной сферы предоставлять качественные услуги населению. В нашей работе мы часто сталкиваемся с большим негативом со стороны населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства.

За последние 6 месяцев все заметнее выделяется процент людей, которые не оплачивают ту или иную задолженность по принципиальным соображениям. К сожалению, проявление правового нигилизма типично для России в целом. С проблемами ЖКХ нужно бороться в правовом поле – при помощи жилищной инспекции, прокуратуры, обращений в судебные органы. Только в том случае, когда хотя бы часть граждан будет проявлять социальную инициативу, мы сможем навести порядок в ЖКХ. Но население предпочитает тихое игнорирование квитанций ЖКХ, что нередко приводит к банкротству самой управляющей компании. И вот здесь подключаются коллекторы, которые за действия управляющей компании не отвечают, но имеют право взыскивать долги. Именно в последнее время мы все чаще сталкиваемся с недоверием со стороны населения, и с этим сталкивается любое другое коллекторское агентство. Очень много времени и сил нам приходится тратить на объяснение людям на каких основаниях мы занимаемся данной деятельностью, приходится постоянно обосновывать свои полномочия, чтобы люди понимали – мы не мошенники, а работаем по договору с управляющей компанией.

Насколько развита правовая база рынка коллекторских услуг? Каких законов не хватает рынку?

- Правовая база рынка коллекторских услуг совершенно не развита. Мы будем только рады, если коллекторская деятельность будет выведена в отдельную юридическую категорию, хотя следует сказать о том, что коллекторская деятельность – не совсем юридическая, она более специфическая, требующая некоторых уточнений. Да, мы согласны, что коллекторам следует нести больше ответственности, мы работаем с должниками – с людьми, и предпринимаем различные действия по взысканию задолженности. И для нас, и для наших клиентов, и для должников очень важно, чтобы наша деятельность была ограничена  рамками определенного закона. Но если мы говорим о законах в сфере коллекторской деятельности, мы бы со своей стороны хотели, чтобы коллекторам были даны некоторые полномочия – в частности, предоставлена возможность получения информации о должниках, потому что судебные приставы не справляются с большим объемом сведений о должниках, а коллекторские агентства могли бы на досудебной стадии получать от государственных органов необходимую информацию.

- Евгений Николаевич, как складывается конкурентная среда на рынке? Увеличилось/уменьшилось ли количество игроков за прошедшие 6 месяцев?

- Ежегодно на рынок коллекторских услуг приходит множество новых игроков, и ежегодно такое же количество оставляют его, не выдержав конкуренции. Так что в этом смысле сохраняется некий баланс. Это касается российского рынка в целом. Относительно Екатеринбурга могу сказать, что по статистике здесь работают 40 агентств, предлагающих услуги коллекторов и это один из самых высоких показателей среди городов-миллионников (для сравнения, в Санкт-Петербурге - 53). Но крупных из них мало. По всему Уралу насобираем 3-4 не больше. В основном это федеральные агентства. Большинство же остальных агентств состоят из 2-4 человек, но, на мой взгляд, для продуктивной работы в штате должно быть не менее 15 специалистов. В «Агентстве по сбору платежей» в настоящий момент работает 17 юристов.

- «Агентство по сбору платежей» защищает интересы своих клиентов или одновременно помогает должнику справиться с ситуацией?

- В первую очередь, Агентство защищает интересы своего клиента. Но, например, сфера ЖКХ особенная и подход тут должен быть соответствующий: стараемся не давить на должника, найти компромисс между клиентом и должником, который бы устраивал обе стороны и помог разрешению ситуации. Да, у наших клиентов есть задача получить деньги, но нельзя человека загонять в угол. Соответственно мы не хотим сделать должнику плохо: получив решение суда, исполнительный лист пойти и немедленно все арестовать и продать… Нет! Если человек готов погашать задолженность в добровольном порядке, мы используем эту возможность, предлагаем варианты рассрочки и прочие уступки, предварительно согласовав их с клиентом, разумеется. То есть даем должнику возможность рассчитаться с управляющей компанией без привлечения судебных органов.

Вообще «Агентство по сбору платежей» всегда готово идти навстречу людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В нескольких городах России мы успешно реализуем идею помощи должникам: отменяем пени, допускаем рассрочку при выплате долга, а социально незащищенным гражданам в некоторых случаях и вовсе долг списываем. Такой демократический подход к работе позволяет нам выполнять социальную роль на коллекторском рынке.

- Отличается ли работа по взысканию долгов в региональных городах от нее же, но в городах-миллионниках?

- Да, существенно отличается. В небольших городах и селах есть одна большая проблема – объяснить людям кто мы, зачем пришли, что мы не мошенники,  на каком основании взыскиваем задолженность. В то же время, если есть долг – люди это признают, идут на диалог, принимают возможность разрешить ситуацию полюбовно. В больших же городах люди все прекрасно понимают, знают кто такие коллекторы, они более платежеспособны, но и уровень правового нигилизма гораздо выше. Люди пытаются применять свою примитивную юридическую практику и уходить от погашения задолженности. Каждый второй житель мегаполиса нам заявляет о том, что срок исковой давности прошел, хотя это достаточно тонкий юридический момент. Тут людям уже приходится объяснять последствия неоплаты для них. В городах-миллионниках мы все чаще подаем заявление об ограничении по выезду за пределы Российской Федерации и это производит некий отрезвляющий эффект на должника.  

- Кстати, об ограничениях, достаточно много дискуссий касается закона, связанного с изъятием водительских прав у должника…

- С законом об изъятии прав достаточно интересная ситуация. Действительно, многие юристы-теоретики спорят о том, что ограничение специальных прав, в том числе право на вождение автомобиля, незаконно, объясняя своё утверждение тем, что данное ограничение никак не связано с долгом. Я же считаю, что будет не лишним ограничить человека в специальных правах. Объясню. Когда Агентство организовывает комиссии в том или ином городе часто приходится наблюдать такую ситуацию: человек приезжает на личном авто, но доказывает, что у него нет денежных средств для погашения долга, а автомобиль принадлежит не ему. Назову ещё один аргумент в пользу ограничения прав должника. Он связан с тем, что в России ситуация с исполнением решения суда катастрофическая, а отсутствие четких механизмов по исполнению судебных актов приводит к правовому нигилизму: люди чувствуют безнаказанность и не воспринимают всерьез институты судебной власти. Поэтому я считаю, что данная практика по ограничению специальных прав должника полезна для нашей страны.  Человек, не исполнивший судебное решение, должен быть ограничен в своих конституционных правах, поскольку  он сам, не исполняя решения (например, по погашению задолженности) тем самым нарушает конституционные права взыскателя.

- Типичный должник – какой он? Почему люди не платят по счетам?

- Общественное мнение сформировало стереотип о должнике, как о человеке, ведущем асоциальный образ жизни, злоупотребляющем алкоголем, неработающем. Однако практика показывает, что таких среди коммунальных неплательщиков не так уж много: внушительную часть должников составляют платежеспособные люди, забывшие о долге или принципиально не желающие его оплачивать. И многие из этих должников не платят, потому что таким образом молча протестуют против низкого качества оказываемых коммунальных услуг. В итоге они не защищают свои права, а копят долги, которые рано или поздно все равно придется оплатить. Кроме того, подтвердилась еще одна тенденция – присутствие в списке неплательщиков представителей власти. В число должников попадают и работники той части бюджетной сферы, что всегда относилась к интеллигенции. Низкий уровень заработной платы и ее несвоевременные выплаты не позволяют им вовремя оплачивать коммунальные счета. Однако они не отказываются от долга и готовы его оплачивать, но в связи с такой ситуацией не могут погасить задолженность полностью. Конечно, немало среди должников тех, кто действительно находится в тяжелой жизненной ситуации, и не может сразу погасить весь долг. Это матери-одиночки, сироты. Таким людям «Агентство по сбору платежей» пытается помочь, вместе с ними находя вариант погашения задолженности.

- Какие рычаги воздействия на должника существуют?

- Для начала коллектор просто объясняет должнику ситуацию: многим людям достаточно напомнить о том, что у них есть долг. На первом этапе мы уведомляем должников, устанавливаем срок для оплаты задолженности в добровольном порядке. Если за это время долг не погашен, мы направляем должникам извещения и приглашаем их на комиссию, где объясняем все последствия неуплаты долга. Для должников это последний шанс в досудебном порядке решить спор, получить рассрочку. Если они этим правом не воспользовались, мы обращаемся в суд. Только в этом случае к основной сумме долга прибавляются пени. Коллектор представляет интересы ЖКХ в суде и при работе с судебными приставами. Ведь решение суда – самая легкая стадия, в отличие от его исполнения.

- Евгений Николаевич, каким видите будущее рынка коллекторских услуг?

- Считаю, что рынок коллекторских услуг в жилищно-коммунальной сфере будет развиваться и дальше, коллекторские агентства все увереннее будут себя позиционировать, а темпы работы будут только расти. Уверен, предприятиям и организациям жилищно-коммунального комплекса нужно бороться за свои экономические интересы также, как это делают банки и другие коммерческие организации.

Автор: ЗАО «Агентство по сбору платежей»

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (6) 2011 С. 4

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика