Главная / Архив номеров / № 5 (45) 2015 /Статья Новое в земельном законодательстве

Новое в земельном законодательстве

С 1 марта 2015 года и с 1 апреля 2015 года вступили в силу новые положения земельного законодательства: новые полномочия органов власти, реформа системы образования и предоставления земельных участков, новые правила изъятия земельных участков для государственных нужд, новое в государственной регистрации прав на участки и др. Об этом 23 апреля 2015 года был проведен семинар Центра правовых практик в г. Екатеринбурге, ведущими которого выступили Людмила Осипова и Анна Зайцева (ООО «Правовое агентство «Статус»). Подробнее об изменениях в нашем обзоре по итогам семинара.

С 1 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основными целями данного закона являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта строительства, когда процедура предоставления земельного участка начиналась с его выбора и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

С марта 2015 г. о бразование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ одного или нескольких образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Новое законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения прав на публичные земли для строительства коммерческой недвижимости с более детальным регулированием соответствующих процедур. Теперь изменениями в Земельный кодекс Российской Федерации предусматривается исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов. Так, Федеральным законом № 171-ФЗ в Земельный кодекс РФ включается статья 39.3, которой предусмотрены десять случаев, когда продажа земельного участка осуществляется без проведения конкурса, а статьей 39.6 Земельного кодекса РФ в новой редакции установлено тридцать два основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.

Появились новые возможности по приобретению земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько новых смежных земельных участков, а существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

Федеральный закон № 171-ФЗ предусматривает возможность перераспределения не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной собственности «неразмежеванной территории». В таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности.

Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в ограниченном перечне случаев, например, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. При этом площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, может увеличиваться в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Помимо размера образуемых земельных участков не допускается перераспределение, если границы земельных участков пересекают границы муниципальных образований или границы населенных пунктов.

Если на одном из участков стоит дом или другой объект недвижимости, то перераспределение необходимо провести таким образом, чтобы вновь образованные участки не повлекли невозможность разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с публичными землями или земельными участками, осуществляется за плату, размер которой определяется публичными собственниками.

Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения, которое заключается с уполномоченными на распоряжение землями органами власти.

1 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон направлен, прежде всего, на упрощение и ускорение процедур изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В частности, Законом определены четкие правила выявления лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

При определении размера возмещения не подлежат учету:

  • расположенные на изымаемом земельном участке объекты недвижимости и их неотделимые улучшения, которые произведены, например, в нарушение условий договора аренды публичного земельного участка;
  • объекты недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение и возведение которых началось после того, как правообладатель изымаемой недвижимости был уведомлен о принятом решении об изъятии ;
  • некоторые сделки, если правообладатель изымаемой недвижимости заключит их после уведомления о принятии решения об изъятии, - речь идет о сделках, которые влекут увеличение суммы убытков, подлежащих включению в размер возмещения.

Правообладатель изымаемой недвижимости рассматривает полученный проект соглашения об изъятии 90 дней. Если по истечении этого времени он не подписывает такое соглашение, уполномоченный орган власти либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

В соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление земельных участков и иных объектов недвижимости взамен изымаемых. В этом случае сумма возмещения сократится. Она уменьшится, в частности, на величину, равную рыночной стоимости предоставляемых взамен объектов.

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 5 (45) 2015 С. 8

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика