Главная / Архив номеров / № 6 (46) 2015 /Статья Кодекс административного судопроизводства РФ: новое слово в порядке рассмотрения и разрешения административных дел

Кодекс административного судопроизводства РФ: новое слово в порядке рассмотрения и разрешения административных дел

15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу и вводится в действие на территории нашего государства новый кодекс, призванный вывести порядок административного судопроизводства на новый, более усовершенствованный, уровень. Речь пойдёт о наиболее важных моментах нового, двадцать первого по счёту, кодекса Российской Федерации, название которого Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Юрист Юридического отдела № 3 ООО
«Юридическая контора «ЮРИКО»
Зимовец Алексей Александрович

В первую очередь расскажем о том, рассмотрение каких дел будет урегулировано данным кодексом. Задачей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) является регулирование порядка осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих как из публичных правоотношений, так и ряда дел из непубличных правоотношений. К первым, в частности, относятся дела об оспаривании нормативно-правовых актов; оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. Ко вторым относятся административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций, установленных законом (вне зависимости о наличии спора о праве); о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии (её отделения или подразделения); о прекращении деятельности СМИ и ряд других дел.

Важно отметить следующее: с 15 сентября 2015 г. дела, относящиеся к названным правоотношениям, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные по существу, подлежат разрешению только по новым правилам КАС РФ. Данное положение применимо также для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений).

Однако не все такие дела с 15 сентября будут рассматриваться в порядке, установленным КАС РФ. Так, дела, отнесённые федеральным законом к компетенции арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, по-прежнему будут рассматриваться по АПК РФ и ГПК РФ.

C 15 сентября 2015 г. дела, относящиеся к названным правоотношениям, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные по существу, подлежат разрешению только по новым правилам КАС РФ.

Важные нововведения КАС РФ: административное исковое заявление, высшее юридическое образование и другие

КАС РФ вводит совершенно новую форму процессуального обращения, заявляемого к противоположной стороне требования в виде административного искового заявления. Теперь стороны административного дела именуются как административный истец и административный ответчик.

Большинство норм новоиспечённого кодекса в значительной степени дублирует положения ГПК РФ, при этом в менее значительной степени, но всё же заимствуя и нормы АПК РФ.

Не обошлось, разумеется, и без принципиальных нововведений, устанавливаемых КАС РФ. Так, устанавливается дополнительное требование к представителям: в административном судопроизводстве ими могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. При этом документ, подтверждающий наличие такого образования, должен быть представлен суду наравне с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя. Интересный момент, связанный с подтверждением высшего юридического образования адвокатами: как известно, в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» статус адвоката вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование, либо учёную степень по юридической специальности. Исходя из логики КАС РФ, лица, получившие статус адвоката, имеющие учёную степень по юридической специальности, но не имеющие высшего юридического образования, представителями в административном деле быть не могут. Таким образом, адвокатам также предстоит подтверждать в процессе по административному делу наличие высшего юридического образования.

Дела, отнесённые федеральным законом к компетенции арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, по-прежнему будут рассматриваться по АПК РФ и ГПК РФ.

Для граждан, обращающихся с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, действует аналогичное правило о необходимости наличия высшего юридического образования, копию документа о наличии которого необходимо приложить к административному исковому заявлению. В противном случае такое заявление будет оставлено без движения. В случае отсутствия у гражданина высшего юридического образования КАС РФ предусматривает выход из ситуации путём обращения гражданина за помощью к представителю, имеющему необходимое образование.

Другое новшество КАС РФ заключается в возможности извещения лица, участвующего в административном деле, а также свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика путём отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Указанное действие предпринимается судом лишь при наличии согласия такого лица, выраженного в расписке.

Еще один важный момент об оспаривании нормативных правовых актов: в соответствии с КАС РФ оспариванию подлежит только вступивший в силу, действующий по состоянию на 15 сентября 2015 года и позднее нормативный правовой акт. В случае утраты таким актом своей силы суд откажет в принятии административного искового заявления, а если акт пока ещё не вступил в силу – административное исковое заявление будет возвращено.

В результате признания недействующим нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, производные от него (дублирующие его положения, основанные на нём и вытекающие из него) нормативные правовые акты меньшей юридической силы применяться не могут, при этом подлежат оспариванию в суде в порядке упрощённого производства.

Упрощенный порядок рассмотрения дел

Согласно КАС РФ, административные дела могут быть рассмотрены в порядке упрощённого (письменного) производства в следующих случаях:

  • если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие , и их участие при его рассмотрении не является обязательным;
  • если административный истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства, а административный ответчик не представил возражений на указанное ходатайство;
  • если в административном деле о взыскании суммы обязательных платежей и санкций сумма исковых требований не превышает 20 000 рублей;
  • а также в некоторых иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Как и в арбитражном процессе, в случае рассмотрения административного дела по КАС РФ в порядке упрощённого (письменного) производства судебное заседание не проводится, суд исследует только доказательства, представленные в письменной форме.

Представителями в административном судопроизводстве смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Немаловажным преимуществом такого порядка рассмотрения административных дел является срок их рассмотрения – в течение 10 дней со дня вынесения судом определения о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства. В случае необходимости выяснения позиции ответчика относительно возможности рассмотреть дело в порядке упрощённого (письменного) производства, суд изначально выносит определение о подготовке к рассмотрению административного дела, с момента вынесения которого ответчику предоставляется срок в 10 дней для представления возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Продолжая речь о сроках рассмотрения административных дел, обратим внимание, что срок принятия административного искового заявления с момента его поступления в суд составляет 3 дня. КАС РФ устанавливает общие сроки для рассмотрения административных дел: судами общей юрисдикции – до двух месяцев, Конституционным Судом РФ – до трёх месяцев. В отдельных случаях предусматриваются иные сроки рассмотрения административных дел: по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти – до одного месяца в судах общей юрисдикции и до двух месяцев в Верховном Суде РФ; по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – до десяти дней; по делам о взыскании обязательных платежей и санкций – до трёх месяцев и т.д.

Меры предварительной защиты

КАС РФ во многом перенимает из АПК РФ нормы о мерах по обеспечению искового заявления, однако в рассматриваемом кодексе они теперь именуются как «меры предварительной защиты», применение которых регулируется отдельной главой кодекса. Так, суд вправе принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если до принятия решения суда по делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределённого круга лиц, в защиту прав которых подано административное заявление; суд также вправе принять меры предварительной защиты, если защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Некоторые споры, особенно на начальном этапе применения нормы, полагаем, может вызвать толкование словосочетания «явная опасность» (нарушения прав, свобод и законных интересов), поскольку несёт собой несколько выраженный оценочный характер.

Перечень мер предварительной защиты не является исчерпывающим, включает в себя приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения, запрет на совершение определённых действий и иные меры предварительной защиты, принятие которых не запрещено КАС РФ по ряду определённых категорий административных дел.

Частным примером применения меры предварительной защиты при подаче административного искового заявления об оспаривании решения, действий (бездействия) органа власти является право суда приостановить действие указанного решения, действия в той части, которая относится к административному истцу.

Порядок в судебном заседании

КАС РФ вводится отдельная глава, посвящённая мерам процессуального принуждения, применяемым к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства. Большинство таких мер, как предупреждение, удаление из зала судебного заседания, привод, судебный штраф и обязательство о явке уже известны процессуальному законодательству России. Новой мерой процессуального принуждения, вводимой КАС РФ, является ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова.

Так, председательствующий в судебном заседании вправе ограничить выступление участника судебного разбирательства, если тот касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, а также может и вовсе лишить такое лицо слова, если тот самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания, либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Другая мера процессуального принуждения – обязательство о явке – нашла своё новое развитие из УПК РФ и может быть применена в отношении лиц, участие которых в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным. Обязательство о явке оформляется судом в виде письменного документа, обязывающего определённое лицо своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, в случае перемены места жительства (места пребывания, нахождения) – немедленно сообщать об этом суду. В отношении лица, не исполнившего обязательство о явке, могут быть применены такие меры процессуального принуждения, как привод и судебный штраф. Суммы последнего, к слову, КАС РФ по сравнению с ГПК РФ увеличены в несколько раз как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Обязанность доказывания

Ещё одна отличительная особенность КАС РФ в вопросе об обязанности доказывания по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действия (бездействия) органов власти. Такой орган обязан доказывать законность принятых им нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия). В данном случае орган власти обязан не только приводить факты в обоснование своих возражений, но и представлять доказательства, обосновывающие данные факты. Административные истцы и иные лица, обратившиеся за защитой чужих прав, свобод и интересов по упомянутой категории дел, наоборот, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органа власти, однако должны обосновать, каким они, по их мнению, нормативным правовым актам противоречат, а также подтвердить факт или наличие угрозы нарушения их прав, свобод и законных интересов оспариваемым актом, решением, действием (бездействием).

Отметим, что ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат подобных требований в части обязанности доказывания, устанавливая к применению лишь общие правила доказывания.

Исходя из анализа положений Кодекса административного судопроизводства РФ можно сделать вывод, что благодаря его появлению и действию будет более полно и обстоятельно урегулирован порядок рассмотрения и разрешения административных дел, подпадающих под его «юрисдикцию», что, в свою очередь, позволит пустить виток развития административного судопроизводства в России в качественно новое русло, включая, в частности, и эволюцию новых процессуальных особенностей разрешения дел, до настоящего момента неизвестных отечественному процессуальному законодательству.


 
 
ООО Юридическая контора  «Юрико»
620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д.16, 
оф. 724 Бизнес-центре «Манеж»
Тел. (343) 379-42-15 (16) факс (343) 379-42-19
 e-mail: info@uriko.ru     
сайт: www.uriko.ru  ЮРИКО.рф

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (46) 2015 С. 3-4

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика