|
||||||||||||
|
Главная / Архив номеров / № 6 (46) 2015 /Статья Автострахование: как не наступать на грабли при получении страховых выплат Автострахование: как не наступать на грабли при получении страховых выплат11 августа 2015 года Центром правовых практик (г. Екатеринбург) совместно с Сысертским местным отделением «Ассоциации юристов России» для автолюбителей города Сысерти, преподавателей и курсантов одной из автошкол города была организована встреча с юристом Сергеем Семеновым. Темой встречи, прошедшей в формате семинара, стало автострахование - самый массовый сегмент страхования в России, так или иначе затрагивающий каждого. Мы перемещаемся на автомобиле, и вынуждены прибегать к его страхованию, выступаем в качестве иных участников движения. И, как иногда случается с людьми, попадаем в ДТП и вынуждены обращаться за страховой выплатой. Открыл встречу председатель Сысертского местного отделения «Ассоциации юристов России» Александр Трухин. В своем выступлении он сделал акцент на важность и нужность правового просвещения граждан, в том числе и в области автоправа. Часто водители, попадая в какие-то экстренные ситуации, просто не знают, какие действия предпринять, как правильно оформить документы, не осознают последствия своих действий. В рамках семинара участники обсудили о бзор ситуации на рынке страхования: почему страховщикам выгодно не доплачивать своим клиентам; изменения 2014 года в законодательстве об ОСАГО: кто может претендовать на увеличенные размеры выплат, почему досудебная стадия урегулирования спора является обязательной, каковы штраф и неустойка по новым правилам. Очень подробно лектор разъяснил алгоритм защиты нарушенных прав при наступлении страхового случая (ДТП, противоправные действия третьих лиц и проч.). Не остались без внимания и вопросы, касающиеся независимой экспертизы транспортного средства по новым правилам, а именно: организации осмотра, расчета убытков, особенностей определения ущерба при гибели транспортного средства. Что же происходит на рынке страхования сегодня? Зачастую страховщики злоупотребляют своим профессиональным положением на рынке: страховки продаются тем, кому они не нужны, при этом есть необоснованные отказы в заключении договоров страхования. Страховые организации имеют целью максимизацию прибыли - собрать как можно больше страховых премий, как можно больше увеличить свои доходы, и как можно меньше выплачивать по убыткам, если страховой случай происходит. Согласно статистике, топ-10 самых крупных российских страховщиков собирают премий в разы больше, чем остается выплат. Так, по обязательному страхованию порядка 80% собранных премий должны идти на выплаты, по факту - только порядка 60, незначительные проценты тратятся на обеспечение деятельности страховщика, все остальное (более 30%) – это прибыль компаний. С чем сталкивается автолюбитель, попавший в ДТП? С тем, что ему нужно получать страховую выплату. По идее, если следовать тем условиям, на которых заключаются договоры страхования, нужно обратиться к страховщику, заявить непосредственно страховой случай, собрать пакет документов, который предусмотрен законом в случае обязательного страхования или договором в случае добровольного, передать эти документы страховщику в установленный либо законом, либо договором срок, дождаться выплаты. Однако выплаты чаще происходят с осложнениями. Недавняя уловка страховщиков по ОСАГО была ликвидирована благодаря правоприменительной практике: страховщики не принимали заявления от потерпевших ни в населенных пунктах, где произошло ДТП, и ни в областных центрах, а отправляли потерпевших в какой-нибудь отдаленный населенный пункт - в единственный в регионе центр урегулирования убытков. Кто-то перенес его, например, в Каменск-Уральский, кто-то - в Серов. Законодатель этот вопрос решил, обязав через соответствующий закон принимать заявление в любом отделении страховщика на территории субъекта федерации. Правоприменительная практика поддержала тех людей, которые не хотели ездить на другой конец своего региона. Они направляли заявления о страховом случае по почте. Синдром «синей печати» Зачастую страховщики просят предоставить к заявлению о страховом случае документы, которые не предусмотрены правилами страхования. Так, необходимо предоставить протокол об административном правонарушении, если таковой оформлялся, либо постановление об отказе в возбуждении дела, но с вас могут попросить еще и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. И не важно, проводилось оно или нет. Или в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении попросят поставить печать на фирменном бланке органа ГИБДД, оформлявшего документ, хотя требуется лишь подпись должностного лица. Это называется «синдромом людей с синей печатью» - пока синюю печать не увидят, не считают документ официальным. Важно: изучите требования к документам, и не будете попадать в подобную ловушку. Сроки выплат В соответствии с законом об ОСАГО, в течение 20 рабочих дней, исключая нерабочие праздничные дни, после сдачи документов должна быть произведена страховая выплата. Страховщики, находящиеся в стадии банкротства или в иной форме прекращения бизнеса, кормят людей «завтраками» до полугода. Сначала они говорят, что потерпевшие стоят в очереди на наличную выплату, потом - на безналичную, потом - исчерпан фонд выплат и их перенесли на следующий квартал, и т.п. У вас вышли сроки, а страховая компания не заплатила, то вам прямая дорога решать вопрос в установленном порядке - предъявлять претензию; если требования ваши не удовлетворили в претензионном порядке, то обращаться уже за защитой в суд. Размер выплат Что касается размера выплат, то почти в 100% случаев из 100 страховые компании не доплачивают своим клиентам. Страховщики делают все, чтобы заплатить меньше, чем они должны. Это делается для сохранения дельты между собранными премиями и осуществленными выплатами. Так, в акте осмотра фиксируется: замена крыла с покраской. Покраска, в среднем по рынку, стоит 30 тысяч рублей, но страховщики заплатят 5 тысяч рублей. При предъявлении претензии могут доплатить тысяч до 8. При обращении в суд страховщик вспомнит, что не хочет платить штраф по закону об ОСАГО или по закону о защите прав потребителей, в зависимости от даты наступления страхового случая, и доплатит перед судом где-то близко к вашим 30 тысячам. Пассивность граждан играет страховщикам на руку: из 10 человек, знающих, что им недоплатили, судиться шли 3-4, сейчас эта цифра выросла до 6-8 человек. Важно: При осмотре вашего автомобиля нужно всегда уделять особое внимание тому, что написали в акте осмотра: если что-то не дописали, нужно указать, что такое повреждение есть. Занижается стоимость нормочаса. В среднем, на не новые автомобили, нормочас стоит от 750 (нижняя планка) до 1000 рублей. Страховщики, не стесняясь, ставят нормочас по 300-500 рублей - это цены примерно 2001 года, и вы, при желании, уже не сможете отремонтировать автомобиль за такие деньги. Занижается стоимость запчастей. Сейчас есть справочники, в которых указана стоимость каждой детали, практически на любой автомобиль, по регионам и по дате наступления страхового случая. Несмотря на это, цены берутся с потолка, значительно ниже, плюс амортизационный износ. На любой автомобиль с первого дня его эксплуатации осуществляется амортизационный износ. Формула установлена также положением о независимой экспертизе: как считать и что считать, и при любом исходе нельзя больше 50% на деталь ставить. Никого это не волнует, вам поставят 80-88% износа, и запчасть, которая стоила 10 000 рублей, будет стоить 1200-2000. Самое интересное, что вы этого никогда не узнаете, потому что от страховщиков, ни от мелких, ни от крупных, экспертное заключение, которое они оплатили, получить невозможно. Даже если вы прошли уже все мытарства и дошли до суда, в суд они пришлют другое заключение, где будут другие цифры, на порядок больше, а откуда взялись первые - никто не знает. Изменения в законодательстве об ОСАГО Закон об ОСАГО поэтапно реформируется с июля прошлого года. Для договоров, заключенных до 01.10.2014, действует повышенный лимит ответственности страховщика. Если раньше по имуществу было 160 000 руб. на всех пострадавших, не более 120 000 руб. одному, то с октября 2014 г. - 400 000 руб. каждому пострадавшему, независимо от их количества. По вреду жизни и здоровью сейчас до 500 000 руб. каждому пострадавшему. Кто будет претендовать на новые выплаты, а кто на старые? Единого подхода пока нет. Ситуация, когда у вас полис старый, а у виновника новый - обращаетесь в свою страховую, претендуя на выгоду до 400 000 рублей. Если у вас полис новый, а у виновника старый - вы только на 120 000 руб. можете претендовать, потому что страховая виновника вашей страховой больше не заплатит. Но важно то, что сейчас нет пропорциональности. Все будут судиться со страховой компанией виновника без всяких пропорций. Обязательна досудебная стадия урегулирования. Верховный суд пояснил, что право нарушено с момента, когда страховая выплата произведена в неполном размере, либо когда сроки на ее произведение вышли, а вы ничего не получили. После этого обязателен претензионный порядок - 5 рабочих дней ожидания, только после этого обращение в суд. Иначе иск вернут, если не была претензия надлежащим образом подана.
Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (46) 2015 С. 12
Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/ |
|||||||||||
____________________________________________ |
||||||||||||
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" | Политика конфиденциальности |
|
|