Главная / Архив номеров / № 5 (45) 2015 /Статья Независимая экспертиза – главное оружие в борьбе за свои права со страховой компанией

Независимая экспертиза – главное оружие в борьбе за свои права со страховой компанией

Пожалуй, ни для кого уже не является секретом тот факт, что страховые компании, стремясь максимизировать свои прибыли, экономят на выплатах, попросту не доплачивая пострадавшим. Это повсеместная практика имущественного страхования в России, в целом, и автострахования, в частности. В сегодняшней статье мы поговорим об основном инструменте в борьбе за свои права (и, в конечном итоге, за свои деньги) – заключении независимой экспертизы.

Сергей Семенов, магистр юриспруденции

Представим распространенную ситуацию: автомобиль пострадал в ДТП, и вы обратились в страховую компанию с заявлением о страховом случае. Страховая компания, в свою очередь, организовала осмотр поврежденного транспортного средства и через некоторое время выплатила вам страховое возмещение, которого не хватает на оплату даже половины ремонта в не самом дорогом автосервисе. Как быть?

Действующее законодательство устанавливает, что единственным рациональным аргументом в споре о размере страхового возмещения (кроме фактических затрат на ремонт), является заключение независимой автотехнической экспертизы.

Даже если вы сами точно знаете, сколько должен стоить ремонт автомобиля, одного только знания будет недостаточно, чтобы заставить страховщика платить. Действующее законодательство устанавливает, что единственным рациональным аргументом в споре о размере страхового возмещения (кроме фактических затрат на ремонт), является заключение независимой автотехнической экспертизы. Расчеты стоимости восстановительного ремонта относятся к специальным познаниям, а значит, без участия профессионального автоэксперта не обойтись.

Для начала следует найти подходящую кандидатуру эксперта. Обратите внимание, что следует отличать оценочную деятельность от экспертной. Оценщик, как правило, может составить отчет о стоимости восстановительного ремонта, применяя при этом экспертные методики, но такой отчет может быть не принят во внимание как по формальным основаниям, так и по содержательным. Поэтому обращаться следует только к эксперту-технику, имеющему соответствующий диплом и документы о повышении квалификации. Однако и среди экспертов подходящую кандидатуру следует выбирать достаточно внимательно. Обращайте внимание, как минимум, на стаж экспертной работы и репутацию на рынке. При этом брать в расчет следует не только отзывы, размещенные на сайте самой экспертной организации, но и на сторонних ресурсах. Как ни странно, это как раз тот случай, когда хорошо помогут отзывы бывших клиентов эксперта.

Определившись с кандидатурой эксперта и обратившись к нему за составлением заключения, вам предстоит организация осмотра поврежденного транспортного средства.

Осмотр является важнейшей частью процесса проведения экспертизы, т.к. именно при осмотре выявляются поврежденные детали, подлежащие замене или ремонту. Провести собственный осмотр важно по ряду причин. Во-первых, получить акт первичного осмотра, проведенного по направлению страховщика, не всегда представляется возможным. Во-вторых, при первичном осмотре – случайно или намеренно – могут быть указаны не все повреждения из имеющихся после ДТП. И в-третьих, первичный осмотр автомобиля никогда не учитывает скрытые дефекты, которые невозможно выявить без разбора транспортного средства.

По нормативным документам организацией осмотра должен заниматься эксперт, проводящий исследование, но в силу сложившейся практики эта ноша перекладывается на плечи заказчика экспертизы, т.е. вас. Пугаться этой обязанности не стоит, ведь состоит она всего лишь в уведомлении заинтересованных лиц о дате, времени и месте проведения осмотра. В текущих условиях это удобнее всего делать посредством телеграфной связи. Пусть этот способ и является устаревшим на фоне широты возможностей современных коммуникаций, но зато он: а) является достаточно оперативным и б) позволяет подтвердить получение сообщения адресатом.

Помните о своем праве на включение в акт осмотра ваших замечаний. В случаях, когда вы не разбираетесь в автомобилях совсем или чувствуете в себе неуверенность по любым другим причинам, пригласите вместе с собой на осмотр своего эксперта.

Заинтересованными в присутствии на осмотре лицами являются виновник ДТП и страховая компания, в которую вы обратились за выплатой. В их адреса – места жительства виновника и места нахождения страховщика – следует направить телеграммы с уведомлением о вручении примерно такого содержания:

«Прошу прибыть/ прислать представителя для участия в осмотре АМТС марки …, госномер ..., который состоится [дата и время] по адресу [точный адрес]. В случае неприбытия осмотр будет произведен в ваше отсутствие/ в отсутствие представителя».

Телеграммы следует направлять в разумные сроки, под которыми понимаются периоды времени, достаточные для получения телеграммы и прибытия на осмотр. Можно ориентироваться на ранее действовавшие правила о трехдневном сроке уведомления лица, находящегося в одном населенном пункте с местом проведения осмотра, и шестидневном в случае иногороднего смотра.

В 99 % случаев на осмотр поврежденного автомобиля не приходит никто, кроме вас и нанятого вами эксперта. Несмотря на это, направление уведомлений является обязательным.

Как показывает практика, в 99 % случаев на осмотр поврежденного автомобиля не приходит никто, кроме вас и нанятого вами эксперта. Несмотря на это, направление уведомлений является обязательным.

Если же, наоборот, на осмотр вас вызывает потерпевший или страховщик, следует приложить все усилия для участия в нем. Ваше присутствие резко снижает возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных пострадавших или экспертов. Помните о своем праве на включение в акт осмотра ваших замечаний. В случаях, когда вы не разбираетесь в автомобилях совсем или чувствуете в себе неуверенность по любым другим причинам, пригласите вместе с собой на осмотр своего эксперта.

Следующий этап после осмотра – непосредственно расчет стоимости восстановительного ремонта. Он происходит внутри экспертной организации без вашего участия и занимает обычно около 7 дней. По истечении этого срока эксперт предоставляет вам готовое заключение.

Заключение передается страховщику только с претензией о доплате разницы между выплаченной суммой и рассчитанной экспертом. Претензия пишется в свободной форме, однако должна содержать категоричное требование о доплате страхового возмещения в конкретной сумме. Предъявлять претензию можно по почте, по юридическому адресу страховщика, либо сдать нарочно с проставлением на втором экземпляре отметки о принятии.

Обращаться к независимому эксперту следует не только в тех случаях, когда вы уверены в факте занижения страховой выплаты, но и вообще после каждого обращения в страховую компанию. Случаи занижения размера страхового возмещения встречаются почти в 100 % обращений за выплатой. Не будучи специалистом в этой сфере и не обладая специальными познаниями, никто не может быть уверен в том, что получил адекватную выплату за произошедший страховой случай.

Как правило, занижение итоговой выплаты происходит за счет манипулирования тремя показателями – величиной эксплуатационного износа, стоимостью нормо-часа работ и ценой запчастей.

Как правило, занижение итоговой выплаты происходит за счет манипулирования тремя показателями – величиной эксплуатационного износа, стоимостью нормо-часа работ и ценой запчастей. Несмотря на имеющиеся нормативы, страховщики при расчетах умудряются задирать износ до 80 или даже 99 % (при максимальном значении 50 %), выставлять смехотворно малые значения стоимости нормо-часа и запчастей. Сотрудничество с независимым экспертом поможет преодолеть такие манипуляции.

Кроме того, ни один страховщик по своей воле никогда не рассчитывает такой убыток, как утрата товарной стоимости, т.е. потеря автомобилем как вещью в рыночной стоимости в результате проведения ремонтных воздействий. Судебная практика относит утрату товарной стоимости (УТС) к разновидности имущественного ущерба, поэтому она подлежит включению в страховую выплату.

В заключении хотелось бы поделиться своей рекомендацией. Исходя из многолетнего опыта сотрудничества, я рекомендую по вопросам назначения и проведения автоэкспертиз обращаться в Автоэкспертное бюро Свердловского регионального отделения Всероссийского Общества Автомобилистов (г. Екатеринбург, ул. Папанина, 5; тел.: 8-343-368-44-32, 8-912-27-30-804) к эксперту с более чем десятилетним стажем работы - Загребину Александру Владленовичу. Зная этого человека как специалиста высокого класса, могу советовать его услуги со всей ответственностью.


 
Сергей Семенов, магистр юриспруденции
  • Взыскание страховых выплат
  • Споры по вине в ДТП
  • Защита по делам об административных правонарушениях
  • Консультации по вопросам автоправа
+7 (343) 207-45-65, +7 902-26-51-458

 

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 5 (45) 2015 С. 15

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика