Главная / Архив номеров / № 1 (58) 2018 /Статья Введение института присяжных заседателей в районных судах

Введение института присяжных заседателей в районных судах

И.о. заместителя председателя Орджоникидзевского районного суда
г. Екатеринбурга Галимова Наталья Рафаиловна

Свидетельства зарождения суда присяжных мы можем найти еще в Судебнике 1497 года, согласно которому в состав суда включались земские выборные, сотские старосты «добрые» и «лутчие» люди. Эти судные мужи не были наделены правом принятия решения, но служили гарантами правильности судного списка, то есть протокола судебного заседания.

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной.

Суд присяжных впервые был учрежден в России в 1864 году как часть демократических реформ Александра ІІ, который был призван «водворить в России суд скорый, правый и милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и утвердить в народе нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние».

Безусловно, для всестороннего развития российской (национальной) судебной системы необходимо увеличение ее открытости и доступности для населения, и не последнюю роль в этом развитии должен сыграть именно суд присяжных заседателей.

Введение института присяжных заседателей в районных судах, согласно принятым поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусмотрено с 1 июня 2018 года. Ранее законодательство не предусматривало возможности такого порядка рассмотрения дела в районных судах. По мнению законодателя, участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов. Сам по себе процесс привлечения присяжных заседателей преследует, в том числе, цель повысить уровень общественного правосознания.

Передача уголовного дела на рассмотрение суда с участием присяжных зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. При этом право обвиняемого предстать перед судом присяжных не обусловлено отрицанием им своей виновности. Даже если он полностью признает себя виновным, он имеет право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Заявление подсудимого о рассмотрении дела с участием присяжных не влечет какого-либо упрощенного производство по делу, не освобождает государственного обвинителя от обязанности представлять доказательства, а суд – их исследовать.

С учетом важности объективной и всесторонней оценки обстоятельств конкретного дела, законодатель придает особое значение вопросу о формировании коллегии присяжных заседателей.

З аконом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства. Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют включить кандидата в число присяжных заседателей. Ими не могут быть:

-лица младше 25 лет;

-лица, имеющие непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость;

-недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;

-лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере из-за психических расстройств, проблем с алкоголем, наркотиками.

Кроме того, есть еще ряд причин, по которым граждане не могут стать присяжными заседателями в рамках конкретного разбирательства. Сюда относятся случаи, когда лицо:

- проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

- не знает языка, на котором идет судопроизводство;

- имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешат ему полноценно принимать участие в процессе.

Если будет выяснено, что претендент на роль присяжного заседателя подпадает под действие хотя бы одного из перечисленных ограничений, то он не допускается к участию в разбирательстве.

Каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу.

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями. Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия из присяжных заседателей в количестве 6 человек для каждого дела (основные) и 2 человека (запасные присяжные заседатели).

Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод , для этого законом предусмотрен ряд оснований, таких как:

-достижение 65-летнего возврата;

-наличие у женщины ребенка младше 3 лет;

-религиозные убеждения, не позволяющие кандидату в присяжные решать чужую судьбу.

Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседатели ходатайство  по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

Далее обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель могут заявить мотивированный отвод  любому из кандидатов и 2 немотивированных отвода. По сути, каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу. Чтобы реализовать это право, стороны могут задавать кандидатам вопросы, раскрывающие их отношение к делу. После вычеркивания отведенных кандидатов в списке должно остаться 8 человек; если их меньше, то призываются дополнительные присяжные заседатели, их фамилии берутся из запасного списка. Если больше, то берется 8 первых фамилий в списке. Из этих 8 человек первые 6 становятся присяжными заседателями, а двое оставшихся считаются запасными присяжными заседателями.

Таким образом, оценивая все требования, предъявляемые к кандидату в присяжные заседатели, можно прийти к выводу, что с учетом важности объективной и всесторонней оценки обстоятельств предстоящего конкретного уголовного дела, законодатель придает особое значение вопросу о формировании коллегии присяжных заседателей.

Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела.

Необходимо отметить, что для исключения оказания воздействия на коллегию присяжных заседателей (стороной защиты, эмоционально-информационным способом, в том числе через средства массовой информации и иными возможными способами), присяжные заседатели не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимися к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования. Учитывая полномочия присяжных заседателей, можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им будут представлены, решает уже судья.

Компетенция судьи и присяжных заседателей строго разграничена. Коллегия присяжных, выслушав напутственное слово председательствующего судьи, удаляется в совещательную комнату, где в отсутствие посторонних лиц обсуждает доказательства, письменно отвечает на поставленные вопросы в вопросном листе. Эти вопросы связаны с доказанностью события, причастности к нему подсудимого и виновностью его в совершении данного преступления. Если он признается виновным, присяжные заседатели решают, заслуживает ли он снисхождения. При этом от присяжных сознательно утаиваются сведения по характеристике личности подсудимого, такие как наличие прежних судимостей, его характеризующие данные. Устранены присяжные и от разрешения юридических вопросов. Их при постановлении приговора разрешает судья, фактически дополняя вердикт. Все прочие вопросы дела относятся также к полномочиям судьи: на основании вердикта присяжных будет постановлен приговор, в котором осужденному определяется мера ответственности за совершенное преступление либо констатируется невиновность оправданного.

При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки, а суд присяжных призван быть наиболее надежной системой судебной защиты прав и законных интересов личности.

Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессиональных судов.
Присяжные заседатели, участвуя в исследовании и решении вопросов фактической стороны уголовного дела, относящихся к событию преступления, причастности в совершении преступления, вкладывают в правосудие необходимые для него практические знания и опыт. Они должны делать это независимо от чьего-либо влияния и давления. Участвуя в судебном разбирательстве, присяжный заседатель, согласно принципу презумпции невиновности, должен исходить из предположения, что стоящее перед судом лицо не виновно, пока иное не будет подтверждено вступившим в законную силу приговором. На них возложена обязанность оценивать исследуемые события и факты и принимать справедливый вердикт.

Присяжные заседатели считаются судьями факта, профессиональные судьи – судьями права. А.Ф. Кони в 1895 году писал: «… суд присяжных есть суд жизненный, имеющий облагораживающее влияние на надзорную нравственность, служащий проводником народного правосознания. Не отходить в область недалеких преданий, а окончательно укрепиться в русской жизни он должен». Эта оценка суда присяжных не утратила своего значения и в XXI веке. Таким образом, каждый кандидат должен понимать, что участие в коллегии присяжных заседателей – это кропотливая и трудоемкая работа, сопряженная большой ответственностью за принятие решения и участие в отправлении правосудия.

 

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 1 (58) 2018 С.

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика