Главная / Архив номеров / № 8 (8) 2011 /Статья Выборы: юридическая сторона – интервью с Председателем Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» Захаровым И.В.

Выборы: юридическая сторона – интервью с Председателем Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» Захаровым И.В.

В преддверии выборов в СМИ появляется множество информации на тему выборов, и, как правило, большая часть носит агитационный или сугубо политический характер. Мы же решили помочь читателям разобраться с юридической стороной избирательного процесса. И поможет в этом нам Илья Викторович Захаров, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой конституционного права УрГЮА, Председатель Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург»

Захаров Илья Викторович 

Илья Викторович, расскажите, пожалуйста, о процедуре голосования на избирательных участках, какие новшества?

Голосование проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени в помещении избирательных участков. Как правило, избиратели голосуют на избирательном участке, определенном согласно их месту жительства, однако возможно голосование на других избирательных участках с использованием открепительного удостоверения, которое должно быть получено заранее.

В 8.00 открывается помещение избирательных участков. В это же время председатель участковой избирательной комиссии должен продемонстрировать всем присутствующим пустые ящики для голосования, после чего провести их опломбирование. Затем члены участковой избирательной комиссии получают от председателя бюллетени для выдачи избирателям, начинается процедура голосования.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям по предъявлении паспорта или документа, его заменяющего, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень для каждого вида выборов. Так, в частности, на предстоящих выборах 4 декабря 2011 года избиратели Свердловской области получат три бюллетеня: один на выборах депутатов Государственной Думы, два на выборах депутатов Законодательного Собрания области: один – по общеобластному округу, второй – по одномандатному округу.

Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избирателю не было выдано открепительное удостоверение, избиратель не обращался с заявлением о голосовании вне помещения для голосования.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Кроме того, в Екатеринбурге избиратели столкнутся с рядом нововведений – в частности, использование комплексов обработки избирательных бюллетеней нового образца 2010 года. Это автоматизированная система, защищенная от постороннего вмешательства, позволяющая исключать влияние так называемого человеческого фактора в процессе голосования и подсчета голосов избирателей. КОИБ автоматически считает голоса, поданные за того или иного кандидата, список кандидатов, общее количество бюллетеней, помещенных в ящик для голосования, не нарушая тайну волеизъявления граждан.

Также планируется организовать видео-трансляцию из помещений участковых избирательных комиссий в целях реализации принципа открытости и гласности деятельности избирательных комиссий.

Одной из развивающихся тенденций настоящего времени является проведение опроса проголосовавших граждан. Такие опросы могут проводиться только вне помещения для голосования организациями, предварительно уведомившими избирательные комиссии. Такая деятельность нарушением избирательных прав граждан не является.

 

А кто это такой – член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и какие полномочия приобретает гражданин, став им?

Участковая избирательная комиссия – важнейшее звено системы избирательных комиссий, ведь именно члены УИК работают непосредственно с избирателями, выдают бюллетени, осуществляют подсчет голосов на участке.

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными (районными, городскими) избирательными комиссиями на основе предложений политических партий, других общественных объединений, представительного органа, собраний избирателей. Число членов УИК зависит от численности избирателей на участке. Председатель УИК назначается вышестоящей комиссией, а заместитель председателя и секретарь УИК избираются из состава комиссии ее членами.

Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 30 дней до дня голосования и действуют в течение 10 дней после дня голосования.

Основные функции и полномочия УИК – оповещение избирателей, уточнение списка избирателей, подготовка помещения для голосования, выдача открепительных удостоверений, подсчет голосов, объявление итогов голосования, рассмотрение жалоб.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает и подписывает избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, участвует в подсчете голосов, участвует в составлении протокола об итогах голосования, может быть уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях. Также он вправе выступать на заседаниях комиссии, задавать вопросы другим участникам заседаний, требовать проведения голосования по поставленным вопросам, знакомиться с документами и материалами комиссии, обжаловать действия и бездействие комиссии в вышестоящие комиссии и суд.

Срок полномочий члена УИК истекает вместе со сроком полномочий самой комиссии. При этом в течение срока полномочий член УИК с правом решающего голоса не может быть уволен с работы по инициативе работодателя, также не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административному наказанию судом без согласия прокурора региона.

Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к конкретному кандидату, списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.

Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого незаинтересованного лица. Для этого нужно устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются данные гражданина, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается.

Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Какие бывают нарушения и как простому гражданину можно с ними бороться?

Следует обратить внимание на возможные нарушения законодательства в день голосования. Так, запрещается любая агитация в день голосования, в общем, и в помещениях участковых избирательных комиссий в частности. Все агитационные материалы могут размещаться не ближе 50 метров от помещения избирательного участка.

Также запрещается выносить за пределы помещения избирательного участка избирательные бюллетени, осуществлять подкуп избирателей, предлагая бесплатно различные товары или услуги.

В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства, участники выборов вправе обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию с жалобой, которая должна быть рассмотрена в день голосования. Если избиратель считает, что его права нарушены самой избирательной комиссией, органами власти, политическими партиями – он вправе обратиться в суд. Суд в свою очередь, обязан рассмотреть жалобу немедленно после ее поступления.

Основные нарушения кандидатов – забывают указывать выходные данные в агитационных материалах, будь то это газета, листовка, буклет, билборд и т.п. В любом агитационном материале должно быть указано: кем изготовлено, по чьему заказу, из какого фонда оплачено, ИНН изготовителя, дата выпуска, тираж. Есть такие кандидаты, которые пришли еще из 90-х годов, куда-то пропадали, сейчас вернулись, и данные указывают по старым законодательным актам, когда, например, ИНН не требовалось. Так, один из кандидатов (я пока не буду называть фамилию) не указал ИНН в своем агитационном материале. Избирательная комиссия составила протокол об административном правонарушении, направила его мировому судье, и судья привлек к ответственности. Хотя сумма штрафа небольшая – 1000 рублей, но сам факт привлечения кандидата к административной ответственности показывает, что он не знает избирательного законодательства. Кандидат пытался еще при этом переложить вину на организацию, которая изготавливала, но за любой агитационный материал несет ответственность сам кандидат. Надо внимательней проверять макеты перед печатью.

Если говорить о содержании, то по сути разрешается все, кроме разве что экстремистской деятельности. А критиковать другого кандидата – это можно. Другое дело, что уже в рамках другого законодательства это можно оспорить и как клевету, и признать порочащим честь и достоинство. Но в рамках избирательного законодательства это допускается. Исключение – средства массовой информации, в них не допускается критика другого кандидата.

Кроме того, агитация в СМИ разрешена не ранее чем за 28 дней до голосования. Здесь сложно разграничить где агитация, а где нет. Например, если кандидат дает интервью, нужно смотреть о чем оно и как представлен тот, кто его дает. Если он представлен как кандидат, конечно, это будет нарушение. Причем со стороны СМИ, а не со стороны самого кандидата. Ведь кандидат может сказать, что он не давал согласия на размещение именно сейчас. Да, интервью дал, но с условием, что оно будет размещено позже. На эту тему в свое время Конституционный Суд определял критерии: должны быть системность и цель – агитация, тогда это можно считать агитационным материалом.

Конечно, прежде чем разместить какой-то материал, лучше посоветоваться с избирательной комиссией. Некоторые СМИ так и поступают, советуются, звонят, спрашивают. Почему-то многие считают, что избирательная комиссия создана для того, чтобы создавать кандидату какие-то препятствия, другим участникам выборов. Абсолютно не так, в том-то и дело, что мы тоже настроены не создавать эти препятствия, а законность соблюдать.

 

Вы сказали, что за день и в день выборов агитация запрещена. Значит ли это, что кандидаты обязаны снять все билборды, убрать все газеты и другой агитационный материал?

Нет, если какие-то материалы уже были размещены, они могут оставаться. Газеты еще могут лежать, если их успели в пятницу разложить.

 

Если избиратель столкнулся с нарушениями, куда ему лучше сначала пойти в избирательную комиссию или в полицию?

Конечно, лучше сначала в избирательную комиссию, даже потому что когда в органы внутренних дел обращается сама избирательная комиссия, то срок рассмотрения заявления сокращается до пяти дней. За пять дней должны ответить. Потом, когда один орган власти обращается в другой, процедура проще.

Для большинства избирателей является тайной покрытой мраком вопрос о том, как распределяются мандаты в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Процедура распределения мандатов предполагает два этапа: распределение между списками кандидатов и распределение внутри списка кандидатов.

На текущих выборах к распределению мандатов будут допущены партии, списки которых набрали 7 и более процентов голосов избирателей.

Однако до распределения мандатов партиям, получившим от 5 до 6 процентов, передается по 1 мандату, а партиям, получившим от 6 до 7 процентов – по 2 мандата.

Партии, не набравшие 5 процентов голосов избирателей, не получают ни одного мандата.

Остальные депутатские мандаты распределяются между партиями, набравшими 7 и более процентов голосов избирателей, по специальной методике пропорционально числу голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов.

На втором этапе, при распределении мандатов внутри списка, в первую очередь мандаты получают кандидаты, включенные в общефедеральную часть списка. Далее мандаты распределяются между региональными группами в составе списка кандидатов, по специальной методике в зависимости от набранного региональной группой числа голосов избирателей.

 

А что изменилось в 2011 году в части выборов депутатов в Законодательное Собрание Свердловской области?

 

Выборы Законодательного Собрания будут проводиться 4 декабря 2011 года.

Впервые областной законодательный орган будет формироваться в однопалатном формате, в составе 50 депутатов, без какой-либо ротации, сроком на 5 лет. Ранее действовало две палаты: Областная Дума (28 депутатов, избираемых по партийным спискам на 4 года с ротацией половины состава каждые 2 года) и Палата Представителей (21 депутат, избираемый по одномандатным округам).

25 депутатов избираются по партийным спискам, 25 – по одномандатным избирательным округам.

Территориальные группы выдвинуты по частям территории, которые по своим границам совпадают в одномандатными округами. Части районов Екатеринбурга входят в границы 10 округов, 7 из них полностью расположены на территории города.

В обновленном Законодательном Собрании не менее половины депутатов будут работать на постоянной основе.

Хотя это и не касается ближайших выборов, но этот вопрос часто обсуждается общественностью. Какие существуют проблемы допуска кандидатов на выборах в органы местного самоуправления? По каким причинам кандидатов могут не допустить к выборам?

Законодательство предусматривает два варианта выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления – выдвижение избирательным объединением и самовыдвижение.

После упразднения в 2009 году избирательного залога для кандидатов, выдвигаемых в порядке самовыдвижения, единственным основанием регистрации являются подписи избирателей.

Также сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата от непарламентской партии, общественного объединения.

Количество подписей, которые кандидат обязан представить для регистрации, устанавливается законом и зависит от численности избирателей в избирательном округе, где выдвигается кандидат.

Избирательное законодательство предусматривает единственное основание для регистрации кандидата в депутаты, на иные выборные должности в случае, если он не выдвинут парламентской политической партией – представление определенного количества подписей избирателей, в зависимости от численности избирателей в округе.

В практике работы Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» на каждых проводимых выборах часть кандидатов, представивших подписи избирателей, впоследствии регистрируются и попадают в избирательный бюллетень, а часть получают отказ в регистрации.

Связано это в первую очередь с требованиями, которые закон предъявляет к сбору подписей и их оформлению. Соблюдение этих требований не столь сложно, однако ряд кандидатов их не выполняют.

Так, на дополнительных выборах депутата Екатеринбургской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 в 2010 году кандидату-самовыдвиженцу Поповой Вере Евгеньевне было отказано в регистрации в связи с тем, что значительная часть собранных ей подписей была признана недействительной, поскольку не были соблюдены обязательные требования к их оформлению. Впоследствии районный и областной суды подтвердили правоту комиссии.

На довыборах по одномандатному избирательному округу № 14 в 2011 году отказано в регистрации было Скачковой Ирине Викторовне, выдвинутой «Яблоком».

В этом случае, наряду с исправлениями и ошибками при оформлении, часть подписей была признана недействительной на основании справки Управления Федеральной миграционной службы в связи с несоответствием данных об избирателях, а часть – на основании проведенного экспертами исследования, подтвердившего выполнение подписей или дат к ним не самими избирателями.

Суды первой и кассационной инстанций оставили решение комиссии в силе.

Вместе с тем, сбор подписей избирателей, оформление подписных листов при достаточно внимательном и ответственном подходе кандидата не составляют особого труда. Для регистрации на основании подписей избирателей необходимо лишь соблюсти установленные требования законодательства.

Так, в практике работы Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» на каждых проводимых выборах ряд кандидатов представляют в комиссию подписи для регистрации. При этом на каждых выборах в отношении кандидатов, выполнивших требования закона, принимается положительное решение.

 С чем Вам приходится больше сталкиваться в деятельности Избирательной комиссии: с политикой или с чисто юридической работой?

Выборы – это само по себе политика, политическое действо, поэтому в любом случае каждый кандидат является политиком. Поэтому общаясь с кандидатами невольно сталкиваешься. С одной стороны Комиссия по способу своего формирования – это орган политический, а с другой стороны – это орган правовой. Необходимо эту грань соблюдать. Практически любой гражданин, достигший совершеннолетия (за некоторыми исключениями) может стать членом Избирательной комиссии. Если человек идет членом комиссии от партии, он невольно будет интересы этой партии поддерживать. И, конечно, он будет эту партию защищать. Тем не менее, нужно стараться вырабатывать общее решение.

Приходится быть неким арбитром во всем этом процессе.

 

Беседовала Юлия Вербицкая.   

 

Автор: Захаров Илья Викторович

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 8 (8) 2011 С. 2-3

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика