Главная / Архив номеров / № 3 (11) 2012 /Статья Итоги надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2011 году

Итоги надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2011 году

Представляем вниманию читателей обзор практики Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в сфере защиты прав потребителей коммунальных услуг

В 2011  году Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области проведено 1012 проверок. Из 200 проверенных хозяйствующих субъектов - 163 (81,5 %) осуществляли оказание услуг с нарушениями требований законодательства, что указывает на уменьшение числа недобросовестных хозяйствующих субъектов  в сравнении с 2010 г. на  13 %. 

В территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступило около 6700 обращений от , из них:

  • 33 %  - о расчетах по общедомовым приборам учета;
  • 13,7 % - о нарушении требований санитарного законодательства;
  • 7,5 % - о нарушении порядка начисления платы (ценообразование);
  • 6,2  % - о качестве коммунальных услуг;
  • 5,7 % - о разъяснении законодательства в сфере жилищно – коммунальных услуг;
  • 5,1 % - о качестве услуг по содержанию общедомового имущества дома;
  • 4,4  % - о ненадлежащем информировании об исполнителе и услугах;
  • 3,5 % - о ненадлежащем проведении перерасчетов за неоказанные (ненадлежащее оказанные) услуги; 
  • 2,6  % - о ненадлежаще оформленных договорных отношениях;
  • 2,4  % - о ненадлежащем содержании придомовой территории;
  • 2,2 % - по вопросам вывоза и утилизации бытовых отходов;
  • 2,2 % - о непредоставлении информации при повышении тарифов;
  • 2,1 % - о нарушении сроков предоставления услуг;
  • 1,7 % - о включении в договор условий, ущемляющих права потребителей.

В ходе обследования хозяйствующих субъектов в части соблюдения законодательства о защите прав потребителей при оказании жилищно – коммунальных услуг проверялись следующие вопросы:

  • соблюдение прав потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителях услуг  и предоставляемых услугах при заключении договора и в договоре;
  • соблюдение санитарно – эпидемиологических требований; 
  • соблюдение обязательных требований стандартов;
  • соблюдение порядка начисления платы за жилое помещение (ценообразование);
  • отсутствие в договорах  условий, ущемляющих права потребителей.

В ходе мероприятий по контролю должностными лицами проведена экспертиза договоров на оказание жилищно–коммунальных услуг, которые были заключены с более, чем 4,5 тысячами потребителями, из них – 2,9 тыс. (64,4 %) не соответствовали действующему законодательству, так как  содержали условия, ущемляющие права потребителей.
В ходе проверок и по результатам административных расследований должностными лицами возбуждено 984 административных дела, по результатам которых вынесены постановления о привлечении к административной ответственности на сумму более  9,6 млн. рублей.

При проведении мероприятий по контролю наиболее часто должностные лица выявляли:
1) нарушения санитарно–эпидемиологических требований и требований государственных стандартов  - 45, 5 % , а именно:

- к жилым зданиям и помещениям;
- к питьевой воде;
- к горячей воде;
- параметров микроклимата жилых помещений;
- нарушение требований к уровню шума;
- нарушение требований к естественному и искусственному освещению (инсоляции).
2) нарушения, связанные с непредоставлением информации – 24,4 %, а именно:
- отсутствует или предоставляется неполная информация об организации-исполнителе, режиме её работы (на вывеске, в договоре на оказание коммунальных услуг, платежном документе) (нарушение ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 38, пп. «п» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам);
- отсутствует или не в полном объеме доводится до сведения потребителей надлежащая информация о предоставляемых услугах (нарушение п.п. 1, 2 ст. 10 Закона, п. 38, пп. «п» п. 49 Правил).
3) нарушения порядка ценообразования и  обман потребителей – 11,3 %, а именно:
- завышение установленных тарифов (ставок платы);
- нарушение порядка уменьшения платы за ненадлежащую услугу;
- выставление платы за услуги в объёме, не соответствующем фактическому потреблению;
- нарушение установленного периода расчета за коммунальные услуги (1 месяц);
- расчет платы за услуги в порядке, не предусмотренном действующим законодательством; 
- выставление платы в полном размере  за коммунальные услуги ненадлежащего качества при наличии акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества;
- выставление необоснованных сумм плат за коммунальные услуги по показаниям  общедомовых счетчиков.
4) включение в договор условий, ущемляющих права потребителей – 3,5 %, таких как:
- одностороннее изменение исполнителем условий договора;
- нарушение порядка приостановления (ограничения предоставления) коммунальных услуг;
- увеличение максимального размера пени за просрочку оплаты коммунальных услуг;
- одностороннее расторжение договора по инициативе исполнителя;
- ограничение права собственников участвовать в определении перечня работ и услуг по содержанию мест общего пользования;
- ограничение ответственности исполнителя услуг за качество предоставляемых услуг, 
- нарушение установленного порядка перерасчета при выявлении нарушений качества предоставляемых услуг (непредоставлении услуг);
- ограничение права потребителей на качество предоставляемых услуг (например, путем установления условий уменьшения объемов подачи воды  и т.п.).
5) нарушения против порядка управления – 8,9 %, а именно:
- невыполнение предписания должностного лица;
- невыполнение законных требований должностного лица;
- непредоставление сведений по требованию должностного лица;
- неуплата административного штрафа в установленный срок.

За отчетный период  применялись такие меры гражданско–правовой защиты потребителей, как подача исков в защиту неопределенного круга лиц, разработка типовых исков для потребителей, дача заключения в суде первой инстанции в качестве специалиста. 

Так, в  2011 году в суды общей юрисдикции направлено 13 исков в защиту неопределенного круга потребителей, предметом которых являются:

  • о признании незаконными действий исполнителя услуг по отключению горячей воды в жилых домах (в Кушвинском городском округе; а также в г. Арамиле, п. Светлый, станции  Арамиль и п. Мельзавод);
  • о признании незаконными действий по предоставлению услуги горячего водоснабжения, не соответствующей обязательным требованиям по  качеству (поселок  Энергетиков в г. Серове, а также в Красногорском районе г. Каменска – Уральского и  поселке городского типа Верхняя Синячиха Алапаевского района);
  • о признании незаконным предоставления услуги холодного водоснабжения, не соответствующей обязательным требованиям по  качеству воды (в г. Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем посёлке Верхнее Дуброво; в  г. Североуральске, г. Ивдель и п. Пелым, а также городе Верхняя Пышма);
  • о признании незаконным предъявления ОАО «Свердловэнергосбыт» потребителям поселка Шаля Шалинского городского округа платежных документов, которые не соответствуют обязательным требованиям по наличию информации;
  • о признании противоправными действий ЗАО «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания»  (г. Екатеринбург) по взиманию дополнительной платы за опломбировку и ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды;
  • о признании противоправными действий управляющей компании (г. Талица) по нарушению установленного порядка уменьшения платы за ненадлежащую услугу отопления;
  • о признании незаконными действий ОАО «Свердловэнергосбыт» по расчету платы за коммунальную услугу по электроснабжению для потребителей г. Ревды, выбравших способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья и управление управляющей организацией.

По результатам принятых судами решений должностными лицами подготовлено 68 типовых исков в защиту конкретных потребителей, целью  которых является восстановление нарушенного имущественного права потребителей.

Прогнозируемый размер предотвращенного ущерба имуществу потребителей по искам о признании незаконными действий хозяйствующих субъектов при активной позиции потребителей предварительно составляет 6 млн. руб. и будет уточнен по результатам оценки деятельности Территориальных отделов по итогам 2011 года.

Должностные лица Управления вступали в гражданско–правовой процесс для дачи заключения в порядке реализации ст. 47 ГПК РФ по 41 гражданскому иску, из которых 37 удовлетворены (90 %).

В 2011 году специалистами консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»  по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг проконсультировались 2 439 человек, из них 1 166 - на личном приеме и 1 273 - по телефону. Центры подготовили 140 претензий на сумму 81 542,61 руб., из них удовлетворено -  9  (6%) претензий на сумму 9 661,71 руб., что указывает на отсутствие у хозяйствующих субъектов адекватной системы рассмотрения претензий в досудебном порядке.

Специалистами Консультационного центра и консультационных пунктов подготовлено 107 исковых заявлений, на сумму 551 632,47 руб. Из 26 рассмотренных заявлений удовлетворено - 20  (77 %) на сумму 192 231,11 руб., в 6 случаях суд отказал в удовлетворении требований потребителей на сумму 26 510,32 руб. 

В 2011 году наблюдается прирост просветительской деятельности по сравнению  с  2010 годом на 6,7 %.   Специалистами в области защиты прав потребителей подготовлено более 500 материалов о выявляемых нарушениях и о способах защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Автор: Управление Роспотребнадзора по Свердловской области

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 3 (11) 2012 С. 10

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика