|
|||||||||
|
Главная / Архив номеров / № 5.1 (15) 2012 /Статья Даниил Винницкий: «Удвоение налогообложения изначально перекрывает любую рентабельность проектов» Даниил Винницкий: «Удвоение налогообложения изначально перекрывает любую рентабельность проектов»Даниил Владимирович Винницкий, заведующий кафедрой финансового права Уральской государственной юридической академии, д.ю.н, профессор, директор Научно-исследовательского центра сравнительного и международного финансового права, руководитель экспертной группы «Правовое обеспечение межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономики, финансов, налогообложения и таможенных отношений» Разработки В рамках предыдущей сессии ЕАПК мы работали по нескольким направлениям. По двум наиболее значимым есть определенные результаты, которые уже, несомненно, можно обсуждать. Первое направление связано с систематизацией практики заключения и интерпретации международных налоговых договоров Российской Федерации. На момент углубленной разработки этой тематики в Российской Федерации уже было подписано 86 таких договоров, 77 из них ратифицированы. Принята новая модельная налоговая конвенция Российской Федерации, которая должна была определить, какой будет уточненная международная налоговая политика нашего государства. Важность вопросов В современных условиях ни международная торговля, ни международные инвестиции в трансграничных ситуациях (т.е. ситуациях, включающих юрисдикции нескольких государств), в принципе невозможны, если не решаются вопросы устранения двойного налогообложения, т.к. удвоение налогообложения изначально перекрывает любую рентабельность проектов, или почти любую, и делает невозможным международное сотрудничество. Особое внимание этой проблеме уделяется и на глобальном уровне, и на уровне Российской Федерации. Наша работа была сконцентрирована на том, чтобы проанализировать весь накопившийся массив международных договоров Российской Федерации с точки зрения единой логики, которая должна быть в них выражена, не только экономической, но и правовой. Нами был выигран конкурс по подготовке соответствующих документов по заказу Управления делами Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации. Анализ, который мы провели на базе Евразийского научно-исследовательского центра сравнительного международного финансового права, позволил получить общее видение той ситуации, которую мы имеем на текущий момент. На сегодня есть изменения в договорной международной политике, которая сейчас осуществляется в Российской Федерации. Свидетельством этого является заключение дополнительных протоколов к международным соглашениям с Кипром, Швейцарией, Люксембургом. Часто инвестиции в Российскую Федерацию приходят не напрямую, а с использованием, в том числе, этих международных юрисдикций. Поэтому очень важно укрепление международной правовой политики в части введения в договор предписаний, - ограничение выгод по налоговому договору. Таким образом, создаются препятствия для того, чтобы учреждать промежуточные компании, которые бы не осуществляли реальную деятельность, но использовались как способ войти в юрисдикцию под флагом благоприятного международного договора, что иногда неприемлемо для соответствующего государства. Второе направление связано с разработкой правовой базы для функционирования суда Евразийского экономического сообщества. Сейчас обсуждается много проектов, которые связаны с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но юристы отчетливо понимают, что реальное функционирование этих институтов не будет эффективным, если оно не будет обеспечиваться работой независимого суда, который наделен исключительными полномочиями осуществлять интерпретацию этих соглашений. Другой момент – обеспечить право хозяйствующих субъектов напрямую обращаться в Суд ЕврАзЭС либо посредством обращений национальных судов. Эти предложения многократно нами обосновывались на протяжении работы экспертной группы и в предыдущие годы. Некоторые из этих предложений уже реализованы. Более детально мы обосновали и изложили их в рамках подготовки наших рекомендаций по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации. И сейчас вновь сформированный Суд ЕврАзЭС получил в составе своей компетенции полномочия рассматривать отдельные дела по обращению хозяйствующих субъектов. Ждет своей реализации проект другого международного договора, который мы также предложили. Он связан с возможностью национальных судов в случае необходимости применения международного соглашения в рамках Таможенного союза, когда его смысл не однозначен, обратиться за предварительным разъяснением в суд ЕврАзЭС. Это дополнительная гарантия, которая, в первую очередь, сейчас требуется для единообразного толкования в сфере регулирования налоговых и таможенных отношений. Какие аспекты будут проработаны Те два направления, о результатах которых я говорил, они не устранены из повестки нашей работы. По ним работа будет продолжаться. Еще два дополнительных направления работы требуют отдельного внимания именно в рамках этой сессии: разработка Основного налогового законодательства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Основ бюджетного законодательства ЕврАзЭС. Не секрет, что общая международная договорная база, которая создана сейчас для Казахстана, Белоруссии, Российской Федерации, и заключенные между ними договоры предполагают принятие определенных документов фундаментального характера, которые называются Основы законодательства. Здесь речь идет о создании не какого-то национального документа, а о заключении специфического международного договора (но по особой процедуре), который призван скоординировать общие подходы тех стран, которые вовлекаются в работу по этому направлению. Практическое значение работы Речь идет о разработке комплекса норм, которые бы противодействовали введению на национальном уровне каких-либо дискриминационных положений налогового характера, которые бы препятствовали осуществлению трансграничной торговли, инвестиций. Так в юрисдикции Белоруссии и Российской Федерации существуют некоторые ставки, которые применяются либо по резидентскому критерию, либо даже по критерию относимости товара или услуги к той или иной юрисдикции (т.е. критерию места происхождения). Что касается основ бюджетного законодательства, то проблема, в первую очередь, связана с разработкой подходов к формированию единой бюджетной классификации. Мы знаем, что происходило не так давно в Европейском союзе, финансовый кризис в Греции. Финансовый кризис в Греции наглядно демонстрирует, насколько необходимо, выстраивая какие-то совместные планы в сфере экономики, совместные государственные и международные проекты, на берегу договариваться об общих подходах к регулировании бюджетных отношений (в том числе в рамках ЕврАзЭС). В небольшой части эти вопросы уже косвенно регулируются правовой базой Таможенного союза и ВТО. Итак, по нашему мнению, важно уделить внимание общим подходам к группировке доходов/расходов, источников финансирования дефицитов бюджета, которые должны единообразно трактоваться во всех государствах, приступающих к реализации тех или иных совместных интеграционных проектов. Предлагаемые нами проекты по разработке единых подходов к формированию бюджетной классификации государств-членов ЕврАзЭС, которые могут быть закреплены в основах бюджетного законодательства, будут важным предохранительным механизмом, который позволит в дальнейшем не столкнуться вовлеченным правительствам государств-членов с теми непредсказуемыми последствиями финансового кризиса, которые могут иметь место тогда, когда хотя бы одно из государств - член той или иной интеграционной организации - ведет не вполне обдуманную и взвешенную финансовую политику. Влияние Таможенного союза на экономику В настоящее время торгово-экономический оборот государств-членов Сообщества возрастает существенно и достаточно хорошими темпами. Для крупного бизнеса создаются реальные условия для снижения издержек по администрированию тех или иных внешнеэкономических контрактов. Если мы будем оценивать реализацию проекта Таможенного союза сугубо с правовой точки зрения, то каких-либо неустранимых правовых проблем в правоприменительной практике не возникло. Практика арбитражных судов Российской Федерации показывает, что вопросы, связанные с возмещением НДС при осуществлении трансграничной торговли в рамках Таможенного союза, не носят критический характер. И компетентные органы договаривающихся государств стремятся разрешить эти вопросы на практике по мере возникновения. Однако надо учитывать, что правовая база, которая сейчас сложилась, и в том числе обусловлена устранением таможенного контроля на границе и взиманием НДС при экспорте/импорте в рамках Таможенного союза налоговыми органами, не безупречна. В соответствии с имеющимися протоколами к соглашению по косвенным налогам от 25 января 2008 года, требуется предоставление значительного объема документов для того, чтобы подтвердить право на вычет НДС. Здесь есть существенный потенциал для того, чтобы снизить административные преграды при реализации этих налоговых правомочий налогоплательщиков путем повышения степени эффективности механизмов информационного обмена между налоговыми органами. Когда принцип одного окна будет действовать не только в рамках юрисдикции того или иного государства, но и в рамках Таможенного союза в целом, предоставление налоговой декларации в Российской Федерации одновременно позволит сделать вывод об осуществлении тех или иных операций и их последствиях в рамках международной торговой сделки (которая была совершена в дальнейшем с тем же самым товаром). Несмотря на то, что проект Таможенного союза безусловно доказал свою состоятельность на текущем этапе, остается много серьезных вопросов, которые требуют дальнейшей работы, в том числе в рамках экспертных групп Европейско-Азиатского правового конгресса. Автор: Татьяна Андреева, пресс-секретарь Европейско-Азиатского правового конгресса Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 5.1 (15) 2012 С. 6
Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/ |
||||||||
____________________________________________ |
|||||||||
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" | Политика конфиденциальности |
|