Главная / Архив номеров / № 6 (16) 2012 /Статья Врачебная ошибка - как защитить права пациента?

Врачебная ошибка - как защитить права пациента?

Швецова Ирина ВладимировнаБывают случаи, когда медицинские работники, ввиду либо своего непрофессионализма, либо в целом халатности администрации, вместо того, чтобы оказать качественную медицинскую помощь, облегчить страдания пациента, или помочь обратившемуся к ним больному иным образом, допускают серьезные врачебные ошибки, которые отражаются на здоровье пациента, ведут к ухудшению его состояния, а то и вовсе к травмам и инвалидности.

Однако далеко не всегда пострадавшие могут адекватно оценить ситуацию, да и попросту не знают, что им делать и как поступить, считая, что бороться в таких случаях бесполезно. Медицинские работники, в свою очередь, в данных ситуациях успешно списывают ошибки на отсутствие, несовершенство или устаревание техники и инструментов в лечебном учреждении, отсутствие надлежащего финансирования, на загруженность медицинского персонала, на самого пациента, в конце концов, поздно обратившегося за помощью или неправильно выполнявшего  рекомендации врача и так далее.

Но, не смотря на кажущуюся иногда «безнадежность» ситуации, бороться и защищать  права пациента не только можно, но и нужно. Хуже уже точно не будет, а вот восстановить справедливость и привлечь к ответственности нерадивого медицинского работника – в ваших силах.   Конечно, в зависимости от сложившейся ситуации могут быть различные варианты действий по защите своих прав, но некоторые общие рекомендации будут даны в этой статье.

Во-первых, сам пострадавший либо его ближайшие родственники, если пострадавший сам не в состоянии этого сделать, как можно быстрее должны обратиться в медицинскую  организацию с письменным заявлением о выдаче копий всех медицинских документов, имеющих отношение к делу. Это может быть, например, требование о выдаче заверенной (!) копии медицинской карты, анализов, обследований. 

Почему как можно быстрее – потому что, к сожалению, на практике так сложилось, что медицинской организации, которая хранит все документы, не составляет особого труда в случае необходимости переписать историю болезни пациента или попросту потерять медицинскую карту. Имея на руках оригиналы или заверенные копии, пациент страхует себя от случайного исчезновения деталей произошедшего.

Кроме того, обязательно нужно собирать все документы, которые подтверждают, что Вы были вынуждены нести дополнительные финансовые расходы на восстановление своего здоровья. Взыскать такие расходы с лечебного учреждения можно будет в судебном порядке.  Кпримеру, если пациенту оказали некачественную медицинскую зубную помощь, и он был вынужден обратиться в другую стоматологическую организацию для повторного или восстановительного лечения, договор, квитанции, медицинская карта будут совокупными доказательствами финансовых затрат.

Не помешают и показания свидетелей, которые, например, могут подтвердить, какие моральные и физические страдания пострадавший испытывал в результате неправильного оказания медицинской помощи. Такими лицами, как правило, становятся члены семьи, друзья, соседи, то есть те люди, которые постоянно и часто общаются с пострадавшим. Компенсация морального вреда – одна из важных составляющих иска к лечебной организации.

В моей практике встретилась даже одна пациентка, которая вела личный дневник, в который записывала все свои мысли, касающиеся случившегося с ней. Такой дневник тоже может быть дополнительным подспорьем в суде.

Образец заявления о выдаче медицинских документов 

     __________________________________________     

(наименование медицинской организации)

                                                                                Адрес: _________________________________

                                                                                

                                                                               От ___________________________, ______ г.р.

                                                                                Адрес: _________________________________

                                                                              Тел ____________________________________

             

ЗАЯВЛЕНИЕ

                                     

         С «__» _______ года по «__» ______ года в вашем лечебном учреждении в отношении меня проводились следующие лечебные мероприятия _________________________________ (описать кратко ситуацию).

         Согласно ст.  31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1), по требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья.

Руководствуясь ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1),

Прошу:

Не позднее __ дней после получения настоящего требования предоставить мне надлежащим образом заверенные копии всех медицинских документов (перечислить, каких, по возможности, например, медицинской карты больного, истории родов, истории развития ребенка, иных подобных документов), имеющихся в Вашем учреждении.

 

«___» _________ г.                                                  Подпись

Во-вторых, у каждого из нас имеется на руках страховой полис обязательного медицинского страхования. Так вот этот полис не только дает право пациенту на получение бесплатных медицинских услуг. Страховая компания, выдавшая полис, обязана защищать нарушенные права пострадавшего пациента. То есть  лицу, чьи права нарушены, необходимо обратиться с заявлением в страховую компанию, выдавшую страховой полис. В заявлении необходимо как можно более подробно описать сложившуюся ситуацию. К заявлению нужно приложить копии имеющихся документов. Страховая организация на основании заявления пациента вправе будет провести независимое медицинское расследование, в ее компетенции находится также проведение экспертизы качества оказания медицинской помощи с участием собственных экспертов и врачей, имеющихся в штате. Кроме того, страховая компания может получить доступ к медицинским документам в лечебном учреждении, оказавшем некачественную помощь. При необходимости страховая организация может защищать интересы пациента и в суде. Как правило, ее можно привлечь к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца. Результаты расследования страховая организация зафиксирует в заключении, имеющем важное доказательственное значение.

Обычно страховые организации ответственно подходят к защите прав пациента, т. к. адекватное, полное, тщательное и всестороннее расследование ситуации и качественная защита прав пациента повышает престиж страховой организации.

В-третьих, пациенту ничто не мешает обратиться с заявлением и в прокуратуру. На основании такого заявления прокуратура обязана будет провести собственное расследование. При этом прокуратура, пользуясь властными полномочиями, предоставленными ей государством, не только проведет расследование, но при необходимости может возбудить уголовное дело при наличии соответствующих оснований, то есть если усмотрит в действиях медицинских работников состав преступления.

В-четвертых, пострадавший вправе обратиться в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением о проведении проверки в отношении лечебного учреждения, нарушившего права пациента.  При проверке могут выявиться вполне «интересные» факты, подтверждающие нарушение стандартов оказания медицинской помощи. Например, иногда бывает, что пациент после пребывания в лечебном учреждении, лечит что-то одно, а «подхватывает» другое заболевание, например, инфекционное. Проверка Роспотребнадзора может выявить нарушение санитарно-эпидемиологических норм в помещении, где оказываются медицинские услуги. 

Обратите внимание, чем грамотнее и подробнее будет описана сложившаяся ситуация по нарушению прав пациента, тем внимательнее отнесутся к заявлению и тем самым легче будет расследовать госорганам и страховой организации произошедшее.

Последней и важной инстанцией по защите прав пациента является суд. После сбора всех необходимых документов, получения ответа от контролирующих органов, грамотного составления искового заявления нужно обращаться в суд за защитой своих прав. Как правило, судебные процессы по «медицинским делам» длятся долго, являются сложными, сопровождаются судебно-медицинской экспертизой, направлением запросов в различные инстанции. Тем не менее, при грамотном построении и поддержании правовой позиции в суде, привлечению к участию в деле специализирующихся на подобных делах юристов, страховых организаций, контролирующих органов можно добиться положительного правового решения и восстановления справедливости.

Автор: Швецова Ирина Владимировна - Магистр права, Руководитель юридического бюро «ЮРМАКСИМУМ»

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (16) 2012 С. 5

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

____________________________________________
© 2011-2017. Правовая газета "Статус" Политика конфиденциальности

Яндекс.Метрика